Рост уровня участия страховых компаний в компенсации
населению ущерба от ЧС зависит от создания региональных страховых программ
субъектами РФ, при этом формальная разработка программ только ради отчетности
перед Минфином не позволит закону работать эффективно. Об этом сообщил
президент Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) Николай
Галушин.
Он напомнил, что закон о страховании жилья от ЧС
разрабатывался с 2013 года, а в 2018 году, после многолетних обсуждений и
согласований он был принят и подписан президентом. Закон вступит в силу в
августе 2019 года — к этому времени должны быть разработаны подзаконные
нормативные акты, определяющие основные конкретные параметры такого
страхования. Закон подразумевает, что каждый регион вправе разрабатывать свою
собственную региональную программу страхования, в которой будет описано
взаимодействие страховщиков, федерального и регионального бюджетов при
компенсации населения ущерба от ЧС. Сам закон носит рамочный характер — он
устанавливает законодательную основу для такого взаимодействия, определяет
Всероссийский союз страховщиков оператором единой информационной системы по
страхованию жилья, а РНПК — перестраховщиком по 95% рисков гибели жилья в
результате ЧС и 60% — по повреждению.
«Реализация закона и его воплощение в жизнь зависит от того,
насколько работать по нему будут готовы субъекты федерации. Безусловно,
успешность проекта зависит не только от принятия региональной страховой
программы, но и от того, насколько граждане, население получат информацию о
программе, в том числе благодаря усилиям страховых компаний и СМИ», — сказал
Галушин.
Он напомнил, что закон носит добровольный характер для
граждан.
«Никто человека заставить страховать свое имущество не
может, это основано на базовых стандартах конституции РФ. Тем не менее,
государство заинтересовано в вовлечение граждан в страхование своего имущества
— во-первых, это должно привести к росту страховой культуры. А во-вторых, за
счет возмещения населению ущерба страховыми компаниями должна снизиться
нагрузка на федеральный и региональные бюджеты», — заявил глава РНПК.
По его словам, сейчас основная задача ВСС, страхового рынка
и государства — разъяснить администрациям субъектов план мероприятий и выгоду
от создания региональной программы. Глава РНПК напомнил, что Минфин планирует
создать KPI для субъектов федерации, который в том числе будет завязан на принятие
региональных страховых программ.
«Если это произойдет — пусть не в 2019 году, но в течение
ближайших двух лет — тогда региональные программы будут приняты во всех
субъектах федерации. Но проблема не в этом. Никому не нужна такая программа,
чтобы регион мог просто отчитаться за KPI перед Минфином. Для страхового рынка,
для населения принятие программы означает возможность реального заключения
договоров страхования и вовлечение граждан в свою собственную защиту через
принятие на страхование своего жилья. Это означает, что когда субъекты
отчитаются перед Минфином, что они приняли свою страховую программу — нельзя
будет остановиться и сказать, что закон заработал», — считает Н. Галушин.
По его мнению, оценивать первые итоги работы закона — охват
страхованием, объемы рынка, суммы выплат — можно будет только к концу 2020
года, так как он вступит в силу в конце 2019-го. При этом он отметил, что у
РНПК пока нет информации о регионах, которые точно заявили бы, что им это не
нужно.
«Как бы регион ни хотел обеспечить 100%-ный охват населения
страхованием – это невозможно. Мы рассчитываем на постепенное осознание
гражданами того, что страхование делается не для страховых компаний, а для
того, чтобы лишившийся жилья в результате паводка гражданин не стоял на пороге
обладминистрации, ожидая помощи, а мог спокойно, на рыночных основаниях,
получить положенную ему компенсацию ущерба», — заключил Н.Галушин.
Источник: