Если бы был составлен рейтинг государств мира по уровню поддержки Украины, Канада уверенно заняла бы одну из первых позиций. Экономика, политика, культура, безопасность, оборона, медицина, спорт — перечень сфер, в которых между нашими странами происходит активное сотрудничество, очень длинный. Все же 2018-й год был особенно плодотворным для канадско-украинских отношений, наполнив их новыми смыслами и существенно укрепив. В разговоре с послом Украины в Канаде Андреем Шевченко Укринформ подвел итоги прошлого года для канадско-украинских отношений, обсудив также перспективы богатого на выборы 2019-го.
Рынок Канады очень перспективный для украинских компаний
Максим Наливайко: Прошлый год был богатым на события для обоих наших государств. Как вы оцениваете существующие отношения между Канадой и Украиной?
Андрей Шевченко: Мы — и друзья, и партнеры, и порой есть ощущение, что почти родственники. У нас есть значительное доверие, опыт совместных дел и большая взаимная поддержка. При этом, именно взаимная, потому что мы в Украине не только рассчитываем на помощь Канады, но и чувствуем, что имеем моральное обязательство иногда поддерживать Канаду в ее начинаниях. Вообще, в прошлом году в отношениях между Канадой и Украиной многое произошло впервые. Впервые Украина была приглашена на плановую встречу министров иностранных дел G7, впервые было открыто Генеральное консульство Украины в Эдмонтоне, впервые МАУ запустили прямой авиарейс Киев-Торонто, что стало символическим подтверждением сближения наших стран.
— Соглашение о свободной торговле действует уже полтора года. Оправдало ли оно надежды, которые на него возлагались в Киеве?
— Уже оправдало и продолжает оправдывать. Иллюстрацией этого является хотя бы то, что за первые 9 месяцев прошлого года экспорт украинских товаров в Канаду вырос на 48,5%. Особенно приятно, что зоны роста появляются в тех секторах, где мы особо и не могли их спрогнозировать. Скажем, в прошлом году Украина стала одним из ключевых продавцов яблочного сока Канаде. Это — интересный рынок с высокой конкуренцией, на котором украинцы нашли для себя нишу. Я сознательно привожу именно этот пример, чтобы побудить украинцев искать такие новые зоны роста, потому что Соглашение о свободной торговле убрало абсолютное большинство административных барьеров и сняло тарифы, существенно упростив процесс торговли между государствами.
— Если говорить о нашем экономическом сотрудничестве, то в каких отраслях наибольший потенциал роста?
— Прежде всего в тех, где Украина уже сильна: продукты питания, одежда, обувь и другие виды продукции с высокой долей заработной платы в себестоимости. Конъюнктура рынка делает сегодня именно этот аспект нашим конкурентным преимуществом. Также нельзя не упомянуть о ИТ. Это не просто ниточка, а огромный автобан сотрудничества, который в ближайшем будущем будет демонстрировать бурный рост.
Убежден, украинским компаниям пришло время очень внимательно посмотреть на канадский рынок. Он достаточно большой, имея 37 миллионов потребителей, у которых есть деньги и которые умеют их тратить. Однако украинским фирмам необходимо выполнить «домашнюю работу», поскольку канадцы — требовательны, для них важно соблюдение экологических и других стандартов. В стране действует серьезная система сертификации. То есть украинцам надо понимать, что для того, чтобы занять достойное место на этом рынке, придется работать, но усилия стоят того, потому что это платежеспособный потребитель, преданный, благодарный и за него стоит бороться.КонтекстWP: наследие украинской революции зависит от результатов мартовских выборовThe Washington Post09.01.2019NZZ: восток Украины реформировать проще, чем западNeue Zürcher Zeitung09.01.2019
Украина и Канада расширяют соглашение о свободной торговле
— В течение года посольство проводило мероприятия в разных регионах страны, которые призваны привлечь канадских инвесторов вкладывать средства в Украине. Вырос ли в течение последних лет интерес канадского бизнеса к Украине?
— Да, и мы уже имеем практические примеры такого интереса, конвертируемые в результат. Скажем, канадская компания «Refraction Asset Management» построила солнечную электростанцию под Никополем и на сегодня имеет уже два завода в Украине. Это — первая канадская инвестиция, которая зашла в Украину после вступления в силу соглашения о свободной торговле, а также крупнейшая иностранная инвестиция в Никополь за время ведения статистики. Этот проект интересен еще и тем, что является игрой в долгую, ведь, делая такую инвестицию, канадский бизнес думает на десятилетия вперед.
— Соглашением предусмотрена возможность его просмотра уже в течение первых лет действия. Украина сможет получить более выгодные условия?
— Текстом Соглашения о свободной торговле между Украиной и Канадой действительно предусмотрено, что через два года после вступления в силу мы его пересмотрим и посмотрим, как его можно изменить или расширить. У нас уже есть политическая договоренность, что действие этого Соглашения будет расширено на сферы инвестиций и услуг. В первую очередь, это хорошая новость для украинских айтишников, но также и для всех других представителей украинской сферы услуг, поскольку в таком случае они смогут на лучших условиях работать с Канадой. Два года Соглашению исполнится в августе 2019-го и у нас есть все шансы в этом году выйти на расширение сферы его действия.
— Канада имеет огромные запасы энергетических ресурсов и опыт их добычи, но при этом сотрудничество в энергетической сфере между нашими государствами довольно слабое. Существуют ли возможности изменить это?
— Сейчас мы находимся на стадии выстраивания практических контактов между украинским и канадским нефтегазовыми секторами. Нам приятно было видеть, как эти контакты приобретали более конкретные очертания, когда в прошлом году у нас тут мощно работали представители «Нафтогаза» и «Укргаздобычи». Я очень надеюсь, что мы вскоре увидим практические результаты их контактов с нефтяниками и газовиками канадской провинции Альберта. Такие вопросы, как обмен технологиями, привлечение инвестиций и закупка оборудования, — уже являются предметом практических разговоров. Мне кажется, нам удалось объяснить канадскому бизнесу уникальность того момента, который сейчас проходит Украина, когда мы отказываемся от российских энергоносителей, когда стоит задача достичь энергетической независимости, когда мы свежим взглядом смотрим на собственные энергетические ресурсы, ищем более эффективные способы их добычи. Мы смогли показать канадскому бизнесу, что сейчас удачное время для выхода на долгосрочные выгодные договоренности.
Украина в этом году получит канадское оружие
— А каковы перспективы развития отношений между странами в военной и военно-технической сферах?
— Это очень мощное направление. За последние несколько лет мы из очень осторожного сотрудничества вышли на уровень фактического братства по оружию между украинскими и канадскими военными. В первую очередь это произошло благодаря начатой в 2015 году тренировочной миссии UNIFIER. Официально она завершается 31 марта этого года, и мы очень рассчитываем, что эта миссия будет не просто продолжена, а улучшена и расширена в направлении видов подготовки украинских военных и географии их тренировки. UNIFIER имеет практическое значение не только для Украины, но и для Канады, ведь дает уникальный опыт противостояния второй по мощности армии мира. Те знания, которые канадцы перехватывают у украинцев в рамках UNIFIER, они сразу транслируются своим подразделениям, дислоцированным в Латвии.
— Еще прошлым летом появилась информация о подготовке к подписанию контракта на поставку из Канады в Украину стрелкового оружия. Прошло полгода, но обещанных винтовок до сих пор нет. Стоит ли ждать их?
— Абсолютно стоит, ведь мы уже получили от канадского правительства разрешение на закупку очень качественных снайперских винтовок, которые сегодня удерживают мировой рекорд по дальности прицельной стрельбы. Я рассчитываю, что в этом году их первая партия будет доставлена в Украину. Вообще, нам надо искать различные формы сотрудничества в сегменте оружия с Канадой. Мы смотрим на это, как на совместную инвестицию в безопасность и новые технологии, в чем Канада тоже заинтересована. Рынок оружия любит тишину, поэтому не могу сказать больше, но мне кажется, что у нас есть все шансы уже в скором времени увидеть первые практические результаты сотрудничества.
Россию ждут новые санкции
— В этом году в Канаде пройдут парламентские выборы. Что ждать от них Украине?
— Для нас важно обеспечить преемственность, ведь Канада и Украина синхронно проходят очень важные избирательные циклы (парламентские выборы в Канаде назначены на 21 октября — ред.). Что касается Украины, то крайне вероятным является переформатирование правительства и парламента. Это значит, что мы должны как можно быстрее обеспечить высокое качество контактов между обновленной властью в Украине и Канаде. К счастью, в Украине есть очень мощный надпартийный консенсус в отношении Канады, так же он существует в Канаде в отношении Украины. Учитывая это, у нас есть все шансы после выборов, не теряя времени, выстроить такие контакты, которые будут поддерживать тот же хороший уровень сотрудничества, который есть сейчас.
Завершение избирательного цикла в Украине и Канаде также означает, что нам надо успеть довести до ума те соглашения, над которым уже некоторое время кипит работа, не перетаскивая их в следующий избирательный цикл, чтобы потом с чистого листа заниматься новыми проектами. Одним из примеров этого является Соглашение об аудиовизуальном производстве, которое сейчас находится на стадии вычитки и окончательного согласования в правительствах обоих государств.
— Насколько прочен этот «надпартийный консенсус», который цементирует поддержку Украины в Канаде как властью, так и оппозицией?
— Чтобы проиллюстрировать современный уровень поддержки Украины в Канаде, я приведу всего один пример. В сентябре премьер-министр Трюдо посетил украинский фестиваль в Торонто, став первым действующим главой правительства Канады, который сделал это. Однако, интересен не только сам факт визита, и даже не то, что в своем выступлении со сцены он отметил: «Канада всегда будет поддерживать Украину и всегда бороться против России», — а то, что сразу после Трюдо выступал нынешний лидер официальной парламентской оппозиции Эндрю Шир. Когда мы слышим, как премьер-министр и лидер оппозиции соревнуются в том, кто лучше, убедительнее и громче заявит о поддержке Украины, когда мы видим, что Украина стала фактором внутриполитической конкуренции в Канаде, то понимаем, насколько это — особая история. Насколько мощной, могучей и консенсусной является поддержка Украины со стороны канадского политикума. Да и не только политикума, думаю, что это является отражением настроения, царящего в канадском обществе в целом. Нас понимают, за нас болеют, за нас переживают, нас поддерживают. И Канада поступает так не только из-за украинской общины, но и потому, что это соответствует канадским ценностям, которые объединяют эту страну и которыми она гордится.
— Однако, в отличие от США, Канада уже длительное время не расширяет и никоим образом не уточняет санкции против России. Не свидетельствует ли это о желании, так сказать, «подогреть» немного отношения с Москвой?
— Нет, не свидетельствует. Во-первых, на сегодня список канадских санкций, введенных против россиян и сепаратистов с Востока Украины и Крыма, довольно длинный. Канада остается одним из лидеров среди стран, которые активно используют инструмент санкций. Во-вторых, мы знаем, что наши канадские коллеги всерьез думают о новых шагах в этом направлении. Помочь им должен недавно принятый Канадой «закон Магнитского», который разрешает вводить персональные санкции против лиц, причастных к нарушениям прав человека. Мы очень рассчитываем, что этот закон позволит усилить давление на тех россиян, которые участвовали в незаконных уголовных процессах против украинских политических заключенных, преследовании крымских татар и тому подобное. Думаю, есть большая вероятность, что мы увидим больше санкционного давления со стороны Канады в этом году. Это подтверждается и публичной позицией Канады, которая на протяжении года как самостоятельно, так и вместе со своими партнерами по G7 утверждала, что санкционное давление на Россию стоит усугублять. В канадском МИД даже создали специальное подразделение, которое занимается применением санкций. Мы надеемся, что это позволит Канаде активно использовать инструмент санкций для восстановления в мире верховенства права.
Прогресса в опросе безвиза нет
— Горячей темой остается визовый вопрос. Можете ли похвастаться прогрессом?
— Увы, нет. В вопросе отмены виз для украинцев мы стоим на месте. Более того, нет у нас большого прогресса и в уменьшении количества отказов. У меня еще нет окончательной статистики за 2018 год, но по итогам первых трех кварталов, количество отказов украинцам в канадских визах было на уровне 26%. Я считаю этот показатель очень высоким и не вижу практических аргументов, которые могли бы его обосновать. Уровень отношений между государствами и межличностных отношений между гражданами не позволяют считать адекватным такое количество отказов, и мы продолжаем работать относительно этого с канадским правительством.
— Какое достижение в отношениях между Канадой и Украиной считаете главным в прошлом году?
— Однозначно, председательство Канады в Большой семерке. Очень важно, что в апреле глава МИД Украины Павел Климкин был впервые приглашен на встречу министров иностранных дел G7 в Торонто. Как следствие, мы получили консолидированную поддержку Семеркой важных для нас вопросов, в частности во время Керченского кризиса, когда мы в течение считанных часов установили контакт между Фриланд и Климкиным, а также между Порошенко и Трюдо. Именно Канада мобилизовала тогда своих партнеров по G7. Вообще, Канада показала реальное лидерство в очень многих вопросах, и мы надеемся, что это будет продолжено во время французского председательства.
Еще одним достижением 2018 года стало открытие Генконсульства в Эдмонтоне. Это вдвойне важно, ведь, учредив постоянное дипломатическое присутствие в провинции Альберта, Украина наконец-то исполнила давнее обещание, которае дала еще в ранних 1990-х.
Я также очень рад, что в прошлом году было запущено прямое авиационное сообщение между Киевом и Торонто. По нашим ощущениям, «Международные авиалинии Украины» вдохновились его показателями и с энтузиазмом смотрят в будущее.
Конференция по вопросам реформ будет максимально практичной
— А какая сфера двусторонних отношений остается наиболее проблемной?
— Один из проблемных вопросов мы уже обсудили — безвиз. Мне кажется, что наш уровень отношений позволяет выйти на хорошее, совместное, долгосрочное понимание того, как мы будем двигаться в этом направлении.
Еще одна сфера, которая не является проблемной, но в которой мы точно можем делать гораздо больше — это научно-техническое сотрудничество. Речь идет об образовании, новых технологиях и науке. У нас сильные позиции в авиакосмической отрасли, информационных и компьютерных технологиях. Нам есть чем похвалиться и чем поделиться с Канадой, которая тоже делает ставку на высокие технологии. Наше сотрудничество может быть очень эффективным.
— На каких вопросах собирается сосредоточить свою работу посольство в этом году?
— Есть два приоритета: проведение международной конференции по вопросам реформ в Украине и организация выборов. Что касается конференции, которая, вероятнее всего, пройдет летом в Торонто, то нам очень важно развернуть ее в направлении очень практических договоренностей и результатов. Кто следил за похожими событиями в Лондоне и Копенгагене, тот видит риски, перед которыми мы сейчас стоим. Если ничего не изменить, то есть угроза превращения конференции в Торонто в формальное, ритуальное, малоэффективное событие. Однако мы очень хотим предложить такой формат, который даст практические результаты и лучшее сотрудничество между донорами и Украиной, чтобы «перезагрузить» эти отношения и вывести их на качественно новый уровень. Тот факт, что именно Канада будет принимать эту конференцию и то, что Христя Фриланд, которая прекрасно понимает украинскую ситуацию, будет ее ключевым действующим лицом, создает очень хорошие возможности для глубокого, классного разговора.
Второе приоритетная задача этого года — это выборы. Нам очень важно должным образом организовать голосование украинских граждан в Канаде и обеспечить преемственность контактов между парламентами и правительствами после завершения избирательных циклов. Необходимо сохранить скорость и двигаться только вперед и вверх.
Источник: