Китайцам старшего поколения прекрасно известны все классические советские фильмы и снявшие их режиссеры: «Дневник Глумова» Эйзенштейна, «Ирония судьбы» Рязанова, «Иваново детство» Тарковского и так далее. Однако начиная с 80-х годов прошлого века становится сложно отметить хоть сколько-нибудь выдающиеся советские или российские фильмы. Бывает, что в кинотеатрах иногда показывают российские фильмы, но их количество ничтожно мало, а реклама никуда не годится. Когда я захотел сходить в кино и посмотреть один из них, то оказалось, что его уже сняли с проката. Единственным шансом попасть на сеанс российского кино стал Шанхайский международный кинофестиваль, на который нужно успеть купить билет, с трудом найти свободное время для сего мероприятия, а потом бегать между кинотеатрами города, в которых показывают все эти фильмы, с одной мыслью: «Как же это все сложно».
Некоторые фильмы можно найти в интернете, но там их тоже очень мало. На сайте «Доубань» эти фильмы не пользуются популярностью, а комментарии оставляют молодые любители искусства, которые, посмотрев один фильм, возомнили себя знатоками показанного исторического периода в России. Как исследователь российской культуры, я попробую рассказать о становлении современного российского кинематографа.
Реформа советского кино началась еще до распада СССР. Изменения идейной составляющей начались с Х съезда Союза кинематографистов, состоявшегося в 1986 году, после которого появилось первое коммерческое кино. Упадок российского кинематографа, наследовавшего советский, начался в 90-х и длился до 2001 года.
КонтекстРоссийские кинематографисты получают от государства серьезную помощьChicago Tribune19.05.2012В мире культуры бушуют страстиLe Figaro10.02.2017Почему так важно патриотическое кино в РоссииThe National Interest08.08.2018
Вместе с распадом СССР перестал существовать и кинематограф, так как оттуда ушли все, кто только мог. Кинотеатры переделали под рынки, по телевизору показывали дешевые сериалы, а в переходах продавали пиратские диски низкого качества с зарубежными фильмами. Очередной бедой, свалившейся на российский кинематограф, стал кризис 1998 года. В такой огромной стране как Россия появилось множество частных киностудий, которым, несмотря на враждебность извне, удавалось время от времени выпускать фильмы, ставшие сейчас классикой: «Анкор, ещё анкор» Петра Тодоровского (1993 г.), «Вор» Павла Чухрая (1997 г.), «Ширли-мырли» Владимира Меньшова (1995 г.) и т. д. Невероятно популярными тогда были фильмы Алексея Балабанова «Брат» и «Про уродов и людей» (1998 г.).
Так продолжалось до начала 2000-х, когда российское правительство решило использовать кино как один из способов содействия социально-экономическому развитию. В стране начали появляться кинокомпании, которые в основном снимали фильмы для телевидения и малобюджетные сериалы. Сейчас наиболее влиятельными российскими кинокомпаниями считаются «Арт Пикчерс Студия», «Студия ТРИТЭ», «СТВ», «Централ Партнершип» и т. д. На стыке веков экраны телевизоров захватили криминальные сериалы, такие как «Улица разбитых фонарей», вышедший в 1998 году, «Бандитский Петербург», вышедший в 1999 году и т. д. Для женской аудитории по телевизору стали показывать «Обручальное кольцо» 1999 г., «Кармелита» и другие сериалы, ставшие невероятно популярными. В 2007 году на экраны вышел первый российский фильм в формате 3D, но кассовые сборы с его проката не оправдали ожидания. Массово российские зрители начали ходить на 3D фильмы начиная с 2010 года.
Кассовый сбор со всех российских фильмов, выпущенных с 2001 по 2015 год составил 1,78 миллиарда долларов. Самым кассовым стал «Сталинград» Федора Бондарчука (2013 г.), собравший 68 миллионов долларов. Самым дорогим считается фильм «Утомленные солнцем 2: Цитадель» Никиты Михалкова (2011 г.), на который было потрачено 45 миллионов долларов. В прокате фильм собрал всего 1,5 миллиона долларов, которые составляют одну тридцатую от расходов на его съемку.
В целом, российский кинематограф стал более прибыльным, чем советский, однако сейчас ситуация в нем не самая хорошая. Правительство ежегодно выделяет немалые деньги на его развитие. В 2016 году российская федеральная государственная некоммерческая организация «Фонд кино» отдали создателям фильмов 2,8 миллиарда рублей, всего за год режиссерами было получено 5 миллиардов рублей, но действительно качественные фильмы можно сосчитать по пальцам.
Проанализировав все кино, выпускаемое в России, становится видно, что самые хорошие сборы получаются с фильмов, снятых в исконно голливудских жанрах. Это боевики, фильмы-катастрофы, научная фантастика. В Китае, например, показывали фильмы «Метро» и «Экипаж», которые снимались в традициях немецкого и французского кино. В 2015 году «Левиафан» Андрея Звягинцева получил «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Еще одно кино, знакомящее зрителя с российской реальностью — это «Дурак» Юрия Быкова (2014 г.).
Известный российский режиссер, генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров сказал в своем докладе в госдуме: «Сакраментальная фраза о том, что кино является наиважнейшим из искусств, в наши дни приобретает новое звучание. Люди меньше читают, и чтение замещается кино. В самолетах, поездах, метро на мобильных телефонах все смотрят кино. Этот рынок огромен, и невольно встает вопрос о том, какое место занимает Россия. Ответ очевиден: практически никакого. Между тем, кино воздействует на мировоззрение, формирует человека, откладывается в памяти, имеет огромное идеологическое влияние. И мы эту борьбу проигрываем. В искусстве обязательно должна быть идея, а значит — идеология».
Былую славу уже не вернуть. Современный российский кинематограф существует уже почти 30 лет, этап его становления позади, но вопрос о том, как запечатлеть на пленке российский образ мысли, все еще остается открытым.
Источник: