Подготовленный для сената доклад стал самым обширным на сегодня аналитическим материалом по российской кампании дезинформации, которая проводилась в связи с выборами 2016 года. В докладе сделан вывод о том, что участники этой операции использовали все ведущие социальные сети для размещения там комментариев, изображений и видео, подобранных для избирателей так, чтобы помочь в избрании Трампа. Еще активнее эта кампания по поддержке Трампа проводилась после того, как он стал президентом.
Доклад, черновик которого получила редакция «Вашингтон пост», стал первым исследованием миллионов постов, представленным ведущими фирмами информационных технологий в сенатский комитет по разведке, который возглавляет сенатор из Северной Каролины республиканец Ричард Берр (Richard Burr) и сенатор-демократ из Виргинии Марк Уорнер (Mark Warner). Двухпартийная рабочая группа этого комитета пока не сообщила, утвердила ли она выводы доклада. Комитет намерен на этой неделе опубликовать этот доклад и еще одно исследование.
В докладе, подготовленном фирмой сетевого анализа Оксфордского университета «Проект компьютерной пропаганды и графика», изложены новые подробности о том, как россияне из «Агентства интернет-исследований», которое американские власти обвиняют в правонарушениях, связанных с вмешательством в избирательную кампанию 2016 года, разбивали американцев на ключевые группы по интересам для их последующей целенаправленной обработки. Как выяснили готовившие доклад аналитики, накал этих усилий со временем менялся, своего пика они достигали в важнейшие моменты, такие как президентские дебаты или партийные съезды.
Массивы данных, которыми пользовались исследователи, были предоставлены компаниями «Фейсбук», «Твиттер» и «Гугл», и относятся они к нескольким годам до середины 2017 года, когда компании социальных сетей ужесточили борьбу против известных им русских аккаунтов. В докладе также проанализированы данные, отдельно представленные членам комитета палаты представителей по разведке, но в нем нет информации по недавним политическим событиям, таким как ноябрьские промежуточные выборы.
«Ясно то, что все сообщения явно стремились принести пользу Республиканской партии, и в частности Дональду Трампу, — говорится в докладе. — Чаще всего имя Трампа упоминается в кампаниях, нацеленных на консервативных и правых избирателей, и там звучат призывы поддержать его кампанию. А другие группы, склонные голосовать против Трампа, получали такие сообщения, которые вводили в заблуждение, отвлекали внимание, а также отбивали у избирателей желание идти на участки для голосования».
Представители Берра и Уорнера от комментариев отказались.
В докладе представлены самые свежие свидетельства того, что российские агенты пытались помочь Трампу завоевать Белый дом. Демократы и республиканцы из рабочей группы ранее изучали выводы американского разведывательного сообщества от 2017 года о том, что Москва пыталась помочь Трампу, и в июле они заявили, что следователи пришли к правильным выводам. Но несмотря на их работу, некоторые республиканцы на Капитолийском холме продолжают сомневаться во вмешательстве России в последние президентские выборы.
Особенно энергично русские обрабатывали консерваторов по таким вопросам как права на ношение оружия и иммиграция. В то же время они старались ослабить политический авторитет и влияние афроамериканских избирателей левого толка, подрывая их доверие к выборам и распространяя вводящую в заблуждение информацию о том, как надо голосовать. Русские, заведшие тысячи аккаунтов в социальных сетях, уделяли внимание и некоторым другим группам людей: латиноамериканцам, мусульманам, христианам, геям и лесбиянкам, либералам, южанам и ветеранам.
В докладе предлагается один из первых подробных анализов той роли, которую в российской кампании сыграли «дочка» «Гугл» «Ютуб» и принадлежащий «Фейсбуку» «Инстаграм». В нем также есть конкретные примеры того, как русские использовали другие социальные сети, не подвергшиеся глубоким проверкам: «Гугл+», «Тамблер» и «Пинтерест». Русские также использовали учетные записи в «Яху», в сервисе «Хотмейл» компании «Майкрософт» и в «Джимейл» компании «Гугл».
Полагаясь на данные, предоставленные технологическими компаниями, авторы исследования также отметили их «запоздалую и нескоординированную реакцию» на кампанию дезинформации. Они подчеркнули, что когда факты дезинформации подтвердились, эти фирмы не очень активно делились имевшимися у них данными со следствием. Авторы доклада призвали их в будущем предоставлять «более значимую информацию» и «работать конструктивно».
КонтекстУгрожают ли социальные сети демократии?ИноСМИ15.11.2017Где правда в «Рашагейте»?The Nation07.06.2018Expressen: Русских ждали, а они не пришлиExpressen30.08.2018Washington Post: снова вмешательство в выборы? Не ищите русских, в этот раз все сделали американцыThe Washington Post07.11.2018The Onion: ключевые выводы из промежуточных выборовThe Onion08.11.2018Например, компания «Фейсбук» представила в сенат копии постов с 81 странички своей социальной сети и информацию о 76 аккаунтах, через которые осуществлялась покупка объявлений. Но она не передала в сенат посты с аккаунтов других пользователей, которыми пользуется «Агентство интернет-исследований», говорится в докладе. «Твиттер» между тем усложнила аналитикам со стороны работу по сбору и анализу данных со своей платформы через свою открытую ленту новостей.
«Гугл» представила информацию в таком виде, что аналитикам было особенно трудно в ней разобраться. В частности, компания предоставила видео с «Ютуба», но не сопутствующие данные, при помощи которых можно было бы провести полный анализ. Исследователи написали, что изучать информацию с «Ютуба» им было исключительно сложно, в силу чего они решили выслеживать ссылки на его видео с других сайтов, надеясь лучше понять роль этого сервиса в российской кампании.
Компании «Фейсбук» и «Гугл» на просьбу дать комментарии пока не откликнулись.
«Твиттер» в своем заявлении подчеркнула, что руководство компании после выборов 2016 года добилось «существенных успехов» в укреплении своей цифровой обороны, в том числе, опубликовало архив ранее разосланных российскими агентами твитов, чтобы аналитики могли их изучить. «Особое внимание мы уделяем оздоровлению публичной дискуссии на нашей платформе, а защита неприкосновенности выборов является важной составной частью данной миссии», — добавила компания.
«Фейсбук», «Гугл» и «Твиттер» в прошлом году первыми сообщили о том, что обнаружили на своих сайтах факты вмешательства русских. Ранее критики заявляли, что эти компании слишком долго шли к осознанию факта дезинформационной кампании, и что российская стратегия с тех пор могла претерпеть существенные изменения. Но эти компании все же поняли, что угроза существует. В частности, «Фейсбук» этой осенью создала оперативный центр по борьбе с вмешательством в избирательные процессы. Но ни одна из этих компаний не выявила вмешательство в промежуточные выборы в тех масштабах, в каких это происходило в 2016 году.
В докладе выражена озабоченность относительно того, что социальные сети представляют опасность для политической дискуссии внутри стран и между ними, и что компании, которые когда-то считались инструментом освобождения арабского мира и других регионов, сегодня являются угрозой демократии.
«Если раньше социальные сети были естественной инфраструктурой для обмена и выражения коллективного недовольства, и для координации гражданского взаимодействия, то теперь они превратились в компьютерный инструмент управления обществом, в орудие манипуляций хитрых политических консультантов и в силу, которой могут пользоваться политики как в демократических странах, так и в диктатурах», — отмечается в докладе.
Исследователи также подчеркнули, что в массивах данных имеются свидетельства неуклюжести и неумелой работы русских, и что при должном внимании они могли бы привести к более раннему разоблачению фактов вмешательства. Среди таких ляпов покупка за рубли объявлений в соцсетях и российские телефонные номера в контактной информации. Русские агенты также оставляли технические следы в компьютеризированных журналах регистрации, такие как интернет-адреса в Санкт-Петербурге, где находится «Агентство интернет-исследований».
В докладе в общем и целом проанализирована работа других исследователей и показания, ранее представленные компаниями законодателям, которые занимаются расследованием российской деятельности. Но авторы доклада получили более полные данные, и это позволило им глубже понять многие аспекты российской кампании.
Они выяснили, что российские операции онлайнового влияния берут начало во внутренней политике России образца 2009 года. Они заявили, что амбиции агентов изменились, и что уже в 2013 году они начали в «Твиттере» попытки повлиять на политику США. Из тех твитов, которые компания представила в сенат, 57% на русском языке, 36% на английском и меньшее количество — на других языках.
Попытки манипулировать американцами резко усилились в 2014 году и нарастали с каждым последующим годом. Команды агентов постепенно расширяли работу, задействуя все новые платформы и аккаунты в попытке влиять на все более обширные слои американских избирателей разных рас, религий, из разных мест проживания, с разными политическими интересами. Русские начали работу с аккаунтов в «Твиттере», затем добавили «Ютуб» и «Инстаграм», а потом подключили «Фейсбук», говорится в докладе.
Работа в «Фейсбуке» была особенно эффективной тогда, когда она касалась консерваторов и афроамериканцев. Более 99% всей активности пользователей в сети, включая «лайки», рассылки и прочее, приходится на 20 страничек в «Фейсбуке», которыми управляло «Агентство интернет-исследований». Среди них есть названия, которые переводятся как «Будь патриотом», «Сердце Техаса», «Чернокожий активист» и «Армия Иисуса».
В совокупности на 20 самых популярных страницах 39 миллионов пользователей нажали кнопку «Нравится», 31 миллион — «Поделиться», 5,4 миллиона оценили их, а 3,4 миллиона написали комментарии. Руководство «Фейсбука» заявило в конгрессе, что российская кампания охватила 126 миллионов человек в «Фейсбуке» и еще 20 миллионов в «Инстаграме».
В «Инстаграме», который принадлежит «Фейсбуку», русские создали 133 аккаунта, в основном по расовому, этническому и прочим признакам. В самых успешных постах в «Инстаграме» главное внимание было уделено культурным проблемам афроамериканцев, их чувству собственного достоинства, и они не носили открыто политический характер.
Интенсивность размещения постов на разных платформах возрастала год от года, но самый резкий скачок пришелся на первые шесть месяцев после выборов 2016 года. В первую очередь это касается «Инстаграма». Если в 2016 году там было примерно 2 600 постов соответствующего содержания в месяц, то в 2017 году их стало почти 6 000, после чего эти аккаунты были закрыты. За три года, рассматриваемых в докладе, российские посты в «Инстаграме» получили 185 миллионов «лайков» и четыре миллиона пользовательских комментариев.
Исследователям было трудно истолковать данные с «Ютуба», представленные компанией «Гугл», но они сумели отследить ссылки с других сайтов на «Ютуб», что обеспечило определенное представление о роли, которую играет этот видеохостинг.
«Это представление несовершенно, — написали аналитики, — однако то обстоятельство, что „Агентство интернет-исследований» активно использовало ссылки на видео с „Ютуба», не оставляет сомнений в том, что это агентство эксплуатировало интерес пользователей к данной платформе, воздействуя на американскую аудиторию и манипулируя ею».
После избрания Трампа «Агентство интернет-исследований» стало активнее пользоваться как «Ютубом», так и другими платформами. Количество ссылок в «Твиттере» на «Ютуб» за полгода после выборов увеличилось на 86%.
Русские умно и тонко работали в разных соцсетях, совершенствуя тактику воздействия на те или иные конкретные группы и размещая ссылки в своих аккаунтах и на сайтах, дабы обеспечить еще больший успех операции влияния на каждом из них.
У группы чернокожих активистов «Блэк мэттерс Ю.Эс.» (Black Matters US) были аккаунты в «Твиттере», «Фейсбуке», «Инстаграме», на «Ютубе», в «Гугл+», «Тамблере» и в системе «Пайпал». Размещая ссылки на посты на всех этих платформах, русские агенты получали пожертвования, организовывали вполне реальные протесты и митинги, а также направляли онлайновый трафик на подконтрольный России вебсайт.
Авторы доклада выяснили, что когда «Фейсбук» закрыл эту страничку в августе 2016 года, вскоре возникла новая под названием BM, где появилось больше постов с культурным контентом и меньше — с политическим. Этот контент был очень похож на то, что было в инстаграмовском аккаунте @blackmatterus.
Аналитики также обнаружили, что русские размещали в «Гугле» рекламу и объявления, продвигая вебсайт «Блэк мэттерс Ю.Эс.» весьма провокационными заявлениями типа «Копы убивают черных детей. Вы уверены, что ваш сын не будет следующим?» А в связанном с ним твиттеровском аккаунте звучали жалобы на закрытие странички в «Фейсбуке», и агенты обвиняли эту компанию в «поддержке идей превосходства белой расы».
Источник: