На Украине намечаются большие проблемы с бензином. Как рассказал нам глава агентства «А-95» Сергей Куюн, белорусские производители (а на их долю приходятся порядка 50% нашего рынка бензина) не подтвердили поставки на июнь.
Формально проблема не касается политики и ухудшившихся отношений Украины с Белоруссией (напомним: после инцидента с самолетом Ryanair и арестов Протасевича Украина закрыла небо для «Белавиа» и прекратила полеты в Белоруссию).
«Дело в том, что в Белоруссии возникли проблемы с загрузкой крупного нефтеперерабатывающего завода НАФТАН — из-за американских санкций туда прекратились поставки российской нефти. Другой крупный НПЗ — Мозырский — с начала июня останавливается на плановый ремонт. Поэтому белорусы сами опасаются дефицита ресурса. Не исключено, что на сегодняшней встрече Путина и Лукашенко какое-то решение по поставкам нефти будет найдено. Но, если нет, нам стоит готовится к дефициту бензина», — говорит Куюн.
Впрочем, по мнению руководителя специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, причина с ограничением поставок белорусского бензина может быть как раз политическая. И если так, то следующими в списке могут стать дизель и автомобильный газ, то есть под ударом окажется треть украинского рынка нефтепродуктов.
Министерство экономики подтвердило инсайдерскую информацию «Страны» о том, что Белоруссия готовит настоящий удар по всему импорту из Украины — будет введено лицензирование поставок по всем товарам, якобы из-за нарушения Украиной соглашения о ЗСТ. Под удар попадают кондитерские изделия, шоколад, соки, пиво, плиты из ДСП и ДВП, шпалеры, туалетная бумага и упаковка, кирпич, мебель, стиральные машины и др., — сообщает Telegram-канал «Политика Страны».
Поэтому есть большие сомнения, что в ситуации с поставками бензина причины чисто технические.
Но даже если на первом этапе дело ограничится только бензином, наш нефтерынок ждут непростые времена. «Ажиотаж, дефицит, и, как следствие, рост цен. Бензин может подорожать и до 50 гривен за литр», — говорит Рябцев. Хотя сейчас действует госрегулирование цен на бензин и дизель, эксперты говорят, что АЗС их с легкостью обойдут.
«Страна» разбиралась, будет ли на Украине бензин по 50 гривен.
Дыра в 55 тысяч тонн
Белорусская нефтяная компания не подтвердила поставок бензина А-95 на Украину на июнь. Хотя решение пока предварительное, и переговоры продолжаются.
По данным компании «А-95», среднемесячные поставки белорусского бензина на Украину составляют порядка 55 тысяч тонн, это почти 50% всего рынка этого топлива.
«Больших запасов бензина, в отличие от того же дизеля, АЗС не держат, поэтому перебои с поставками рынок почувствует тут же», — уверен Рябцев.
КонтекстГлавред: почему на Украине вырастут цены на бензинГлавред14.05.2021WSJ: хакеров, закрывших трубопровод в США, интересуют деньги, а не политика. Но цены уже скачутThe Wall Street Journal11.05.2021CNN: увеличат ли ОПЕК и Россия добычу нефти?CNN01.03.2021Страна: почему взлетели мировые цены на нефтьСтрана.ua23.02.2021
В теории, белорусский ресурс можно заместить другим. Но вопрос — каким именно?
Один из вариантов — литовский бензин, который и так активно поставляется в нашу страну. Но увеличить объемы более чем на 10-15 тысяч тонн вряд ли удастся, — говорит Куюн.
По словам Рябцева, поставки литовского бензина идут к нам через ту же Белоруссию. И, если в нынешнем ограничении импорта есть политический мотив, то белорусы могут перекрыть и литовский транспортный коридор, поэтому данное направление — под вопросом.
Российское направление, откуда в теории мог бы поставляться бензин на Украину — практически закрыто.
«РФ летом практически всегда закрывает экспорт бензина, так как у них у самих повышенные потребности. Да и в последние годы у нас практически не было поставок российского бензина — нет нужных объемов соответствующего качества», — говорит Рябцев.
«Задача стоит нестандартная — найти 50 тысяч тонн «пятого». Без моря не обойтись, а я даже не помню, когда в последний раз эта марка приходила морем», — отметил Куюн.
По его словам, оперативно может увеличить производство Кременчуцкий НПЗ, но этого будет недостаточно.
«Дело даже не в выборе поставщика. Бензин поставляется по долгосрочным контрактам (как правило, годовым). Летом на ресурс всегда повышенный спрос, так что его просто физически может не оказаться», — считает Рябцев.
Остаются разве что совсем экзотические варианты — скажем, делать А-95 из А-92, попросту бодяжить. И часть АСЗ этим, несомненно займутся, — говорят эксперты.
«Обычный бензин исчезнет, будет только дорогой премиальный»
По словам Рябцева, в случае прекращения поставок белорусского бензина, украинских водителей ждут непростые времена.
«Однозначно будет дефицит и ажиотажный спрос», — говорит он.
«Понятно, что рынок поколбасит, как минимум пока не найдутся поставщики, которые могут заместить белорусский ресурс», — считает Куюн
Владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин оценивает ситуацию более спокойно: «Предложение уменьшится, но цены в первой половине июня на АЗС не изменятся, а потом ресурс подвезут. Думаю, пока ничего страшного не произошло», — говорит он.
«Никакого коллапса не будет. У нас есть Кременчуцкий НПЗ, есть прибалтийский Orlen, поставки морем. Последние будут немного дороже, но не критично», — отметил директор по развитию и маркетингу «БРСМ- Нафта» Александр Мельничук.
Статьи по темеIS: почему Финляндии больше не нужна российская нефтьIlta-Sanomat26.05.2021Читатели Interia: нефть кончается последние 50 лет, а Россия «рушится» уже лет 30Interia12.05.2021
Леушкин уверяет, что ценники на бензин вряд ли будут расти, так как в стране действует госрегулирование цен на бензин и дизель.
Но по этому поводу у экспертов — большие сомнения.
«Думаю, из продажи просто может исчезнуть обычный А-95, будет только премиум, а на него госрегулирование не распространяется, и можно ставить любую цену. Называть цифры не стану, не хочу пугать людей», — сказал нам Куюн.
Геннадий Рябцев отметил, что на волне дефицита и ажиотажа цена может быть любой — вплоть до 50 гривен за литр.
«Цены просто взлетят. А если начнутся проблемы еще и с бензином из Литвы из-за транспортировки через Белоруссию, то под ударом окажется уже 80% нашего рынка. В такой ситуации можно будет ездить разве что на Tesla», — иронизирует эксперт.
Впрочем, есть надежда на то, что конфликт разрешится мирным путем и поставки белорусского бензина перекрываться не будут.
В конце концов, самой Белоруссии не выгодно терять украинский рынок, на котором ее нефтепродукты занимают пока еще лидерские позиции. Особенно с учетом угрозы санкционных ограничений белорусского экспорта в страны ЕС.
Источник: