В последние дни одной из самых громких новостей на Западе стало сообщение о том, что Россия изучает возможность использования венесуэльской военной базы на острове Орчила (La Orchila). Данный шаг вытекает из недавних договоренностей, подписанных Россией и Венесуэлой во время встречи Путина и Мадуро в Москве, где обсуждалось углубление военного и стратегического сотрудничества между двумя странами.
6 декабря 2018 года министр Обороны РФ Сергей Шойгу высказал пожелание, чтобы российские военные могли использовать морские порты и аэродромы Венесуэлы. «Мы проводим работу с тем, чтобы наш флот и наши самолеты могли приземляться и получать обслуживание в морских портах Венесуэлы», — сказал Шойгу.
Разговоры о том, чтобы Россия могла использовать Орчилу, звучат не впервые. Хотя этот остров и не обладает таким военно-стратегическим потенциалом, как Куба, тем не менее, он дает России хорошие геополитические возможности. Уже в марте 2009 года, во время трансляции программы «Алло, Президент» тогдашний президент Уго Чавес предложил российским ВВС использовать военную базу на острове Орчила.
Командующий Дальней авиацией РФ генерал-лейтенант Анатолий Жихарев сказал, что Уго Чавес предлагал временно использовать Орчилу для размещения российской стратегической авиации, поскольку Конституция Венесуэлы запрещает развертывание иностранных военных баз на территории страны.
19 декабря 2019 года заместитель пресс-секретаря Госдепартамента США Роберт Палладино (Robert Palladino) отказался комментировать сообщения латиноамериканских СМИ о предполагаемом развертывании российской военной базы в Венесуэле. Палладино спросили, как Соединенные Штаты относятся к перспективе размещения российской базы на венесуэльском острове, воспримет ли Вашингтон это как угрозу своей безопасности. «За комментариями обращайтесь к России. Поговорите с ними. Я не желаю комментировать этот вопрос», — сказал он.
Российские СМИ, уполномоченные на публикацию официальной информации по данным темам, не подтвердили, что Россия действительно собирается разместить военную базу на Орчиле, где уже существует база венесуэльских ВВС. Вот уже несколько дней активно муссируется новость о размещении базы, якобы распространенная ТАСС, но которой, тем не менее, даже нет на сайте этого агентства. То есть, типичный фейк. Пресс-служба Министерства Обороны РФ не делало каких-либо заявлений по этому поводу, однако тот факт, что Россия сократила свой оборонный бюджет, наводит на мысль, что данный проект вряд ли будет осуществлен.
Экономическое положение России непростое, и, как уже было сказано выше, размещение иностранных военных баз в Венесуэле противоречит Конституции. В лучшем случае это всего лишь слухи.
Если бросить взгляд на историю двусторонних отношений России и Венесуэлы, то увидим, что обсуждение возможности предоставления России венесуэльских военных баз началось на официальном уровне по меньшей мере 10 лет тому назад. До настоящего времени проект не выходил за рамки предположений и технического обоснования. Речь шла о том, чтобы российская сторона могла время от времени использовать венесуэльские военные объекты. Сам Чавес, уже после того как сделал предложение России, отказался от этой идеи, посчитав ее неразумной. Момент тоже был не самым подходящим: общественность все еще была недовольна снятием Национальной Ассамблеей ограничений на переизбрание. Это произошло за несколько недель до того, как Чавес пригласил русских на остров Орчила (март 2009 года). В тех обстоятельствах венесуэльское правительство не хотело ни чрезмерного сближения с Россией, ни слишком серьезного отхода от США.
В сложившихся обстоятельствах неудивительно, что после встречи Мадуро и Путина в Москве эту идею вновь стали обсуждать. Некоторые авторитетные международные аналитики считают, что мир вступил в период новой холодной войны. С геостратегической точки зрения Венесуэла имеет большое значение для набирающих силу мировых держав, а использование Россией венесуэльских военных баз открывает новую главу в сотрудничестве между двумя странами.
За последние десятилетия Россия оказалась в окружении натовских военных баз, ограничивающих сферу ее действий. Следует признать, что Российская Федерация уже не та сверхдержава, которой был Советский Союз, хотя все еще обладает огромным потенциалом и вместе с Китаем выступает в качестве одной из набирающих сил сверхдержав.
КонтекстEl Nacional: русские идут?El Nacional24.12.2018El Mundo: будет ли развернута российская авиабаза в Каракасе?El Mundo19.12.2018Analítica: альянс Путина и МадуроAnalitica17.12.2018Polityka: в Венесуэле Россию ждутPolityka15.12.2018После распада Советского Союза, в результате цветных революций с переменным успехом в некоторых бывших советских республиках начались либерально-демократические процессы.
Для России присоединение Крыма было решением неизбежным и безотлагательным. Во-первых, правомерность передача Крыма Украинской ССР Никитой Хрущевым (Первым секретарем ЦК КПСС с 1953 по 1964 год) оспаривалась в течение десятилетий. Во-вторых, возможное развертывание натовских баз в Севастополе стало бы серьезной угрозой и унижением России, поскольку эта территория исторически всегда была связана с Российским государством.
Обстановка с течением времени накалялась. Запад знает, что существуют непримиримые интересы и что Россию, одну из крупнейших военных держав мира, сдержать при помощи дипломатических и показных мер очень трудно. Экономические санкции, хотя и привели к снижению ее ВВП приблизительно на 10%, тем не менее сделали ее экономику более устойчивой к внешним воздействиям.
По целому ряду показателей, в частности, производству продовольствия, Россия вышла в число мировых лидеров. В ответ на санкции, введенные операторами «ВИЗА» и «Мастеркард», Россия менее, чем за год создала собственную платежную систему. Экономические и финансовые санкции не привели к изменению позиции России, а сделали ее еще более консолидированной по целому ряду вопросов. Единственное, что остается Западу, это силовое давление.
«Нарастающее присутствие НАТО вблизи границ РФ носит деструктивный и провокационный характер», — заявил в 2017 году начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов. Таким образом, развитие обстановки на Украине и в Венесуэле приобретает особое значение и для США, и для России. Вокруг России размещены 29 баз НАТО. Их цель — загнать ее в угол, сузить возможности военных действий. Руководители НАТО заявляют, что экспансионизм России является одной из главных угроз для бывших советских республик, в связи с чем США увеличивает военную помощь бывшим соцстранам, вступившим в НАТО: Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии, Словении, Латвии, Литве и Эстонии.
Сообщение о том, что Россия рассматривает возможность использования венесуэльской военной базы на острове Орчила, может быть истолковано как ответ на растущее военное влияние США в Восточной Европе, Прибалтике и Средней Азии. Украина неуклонно все больше отдаляется от России, сближаясь с США и ЕС. Стабильность Украины, когда-то второй по важности союзной республики, играет ключевое значение для РФ. Помимо всего прочего, Россия и Украина тесно связаны исторически, а несколько столетий назад Киев вообще был столицей городов русских.
В определенной степени Венесуэла могла бы стать для России тем же, чем Украина стала для США. Венесуэла расположена в сфере влияния США. В течение последних 100 лет — в XIX веке так не было — все слои общества были тесно связаны с США. С некоторыми различиями и нюансами то же самое происходит между Украиной и Россией, имеющими многовековые связи.
Учитывая то, что военный конфликт на Украине разрастается и может достигнуть регионального, если не глобального масштаба, уместен следующий вопрос: готовы ли США уйти с Украины, если Россия сделает то же самое в Венесуэле? Не будем забывать, что Дональд Трамп и Владимир Путин — люди успешные и яркие и прекрасно понимают друг друга. Администрация Трампа поддерживает тесные связи с Кремлем.
Интересные данные: Российские бомбардировщики Ту-160 уже приземлялись в Венесуэле в 2013 году в рамках плановых военных учений. Хотя СМИ сильно раздули данный вопрос, вырвав его из контекста визита российской военной делегации, ничего необычного в самом факте перелета не было, он был спланирован заранее. Американские бомбардировщики B-1, B-2 и B-52 совершают точно такие же полеты.
Источник: