Мы все еще очень мало об этом знаем, однако новый проект под названием «Растения и гуманитарные науки» (Plant Humanities Initiative) направлен на то, чтобы изменить эту ситуацию.
Хинное дерево (научное название Cinchona) — это растение, повлиявшее на ход человеческой истории. В течение многих веков коренное население района Анд использовало его в качестве средства против простуды, а в 17-ом столетии о цинхоне (Cinchona) узнали находившиеся в Перу иезуиты. Затем эта «иезуитская кора» была представлена в Европе как лекарство против малярии, и еще в 20-м веке она считалась единственным эффективным средством лечения против этой болезни.
Благодаря своим лечебным свойствам цинхона находилась в фокусе внимания многих испанских ботанических экспедиций, направлявшихся в Южную Америку, в том числе экспедиций под руководством Иполито Руиса Лопеса (Hipólito Ruiz López), Хосе Антонио Павона (José Antonio Pavón), и Хосе Селестино Мутиса (José Celestino Mutis). На самом деле, хинное дерево было настолько важным для имперской ботаники, что испанцы в 1778 году под угрозой смерти запретили экспорт коры цинхоны со своих территорий. Вместе с тем, надежные поставки коры хинного дерева продолжали иметь огромное экономическое и военное значение для британцев и для голландцев, которым удалось тайно получить в Южной Америке семена и саженцы этого растения.
Британцы исследовали образцы хинного дерева из Перу и стали выращивать его в Индии — сначала они занимались этим в Кью (Kew), в одном из многих ботанических садов, который служил центром медицинской и колониальной ботаники. В действительности, успех британского правления в Индии частично зависел от контроля над малярией, осуществшегося с помощью местных плантаций цинхоны. В опубликованном в 1874 году фантастическом романе Жюля Верна «Таинственный остров» сульфат хинина, спасающий жизнь одного из главных героев, оказывается подарком жившего в уединении Капитана Немо. Однако цинхону сложно было назвать простым подарком, и, как многие другие ботанические открытия, она была как лечебным средством, так и инструментом власти.
КонтекстВ Сирии удалось спасти хранилище растений библейских временРусская служба RFI08.10.2015Спасут ли комнатные растения от смога?National Geographic03.01.2015
Хотя история цинхоны хорошо известна — ее изучали историки ботаники, империй, науки, медицины и искусства, включая Люсиль Брокуэй (Lucile Brockway), Джон Роберт Макнилл (J.R. McNeill) и Лонду Шинбингер (Londa Schiebinger), — истории и приключения многих других растений еще не рассказаны. Для заполнения этого пробела исследовательский центр Dumbarton Oaks и цифровая база данных JSTOR объединили свой научный и цифровой потенциал, запустив проект под названием «Растения и гуманитарные науки», который получил щедрую поддержку от фонда Эндрю Меллона (Andrew W. Mellon Foundation). Наша совместная цель состоит в том, чтобы способствовать изучению растений как одного из направлений гуманитарных наук, как междисциплинарную область, которая изучает беспримерное значение растений для человеческой культуры, а также занимается продвижением этих знаний.
Растения начали оказывать влияние на человеческое общество еще до формирования сельского хозяйства. Они являлись источником питания, материалом для одежды, для убежища, для лекарственных средств и ядов. Будучи источником психотропных субстанций, в некоторых сообществах они облегчали контакты со святынями, а другим показывали разрушительное воздействие возникающей зависимости. Находясь в центре этноботаники и археоботаники, растения предоставляют неоценимую возможность заглянуть в прошлое. А в искусстве они служат как орнаментом, так и показателем богатства, контактов и ценностей. С учетом всех этих взаимосвязанных путей, растения предоставляют замечательную возможность для междисциплинарных исследований. Целью проекта «Растения и гуманитарные науки» является поддержка такой работы с помощью разработки научных программ, исследования первоисточников, подготовки цифровых публикаций с помощью новых научных исследовательских инструментов.
Современные исследователи, работающие в гуманитарной области науки о растениях, не обязательно должны заниматься змеями, выгребными ямами и болезнями, от которых страдали Лопес, Павон и Мутис в Южной Америке, но они, тем не менее, все еще сталкиваются с вызовами, связанными со сбором, организацией, анализом и распространением огромного количества материалов. Растения уже послужили источником вдохновения для нескольких амбиционных цифровых проектов, в том числе для финансируемого фондом Меллона проекта «Глобальные растения» (Global Plants). Речь идет о проекте, в рамках которого проведена оцифровка миллионов экземпляров растений с помощью широкой международной сети партнеров, а также о проекте «Библиотека наследия биологического разнообразия» (Biodiversity Heritage Library), в задачу которого входит улучшение методологии исследований с помощью совместной работы и предоставления открытого доступа к литературе по вопросу о биологическом разнообразии.
Однако сам объем цифровых коллекций представляет собой дополнительный вызов. Возникает вопрос: как связать образцы растений, гербарии, печатные и рукописные публикации, а также содержащиеся в них ботанические иллюстрации друг с другом, а также со вторичными источниками, которые их интерпретируют и помещают в определенный контекст? Это проблема усугубляется непоследовательным и меняющимся языком, а также изменением метаданных.
Мультимедиа21 неизвестный факт о растенияхBuzzFeed11.02.201410 новых видов в амазонской сельвеThe Guardian29.10.2013
Проблема также связана с тем, как сделать подобные ресурсы доступными для научных кругов и для широкой общественности, одновременно сделав доступными для всех данные и источники, использованные в научных дискуссиях. Помимо выводов, связанных с ценностью материалов, существуют также практические и институциональные преграды для междисциплинарной работы, и возникает проблема: как организовать диалог между представителями разных дисциплин, имеющих, тем не менее, общий фокус?
Как подчеркивает Питер Крейн (Peter Crane), междисциплинарность возникает естественным путем, если у вас есть что-то конкретное (растение, место, фокус), что можно рассмотреть с различных точек зрения. Инициатива «Растения и гуманитарные науки» предоставит физическое место для такого рода конкретных диалогов с помощью стипендий, летних программ, а также приглашения учителей в центр Dumbarton Oaks.
Кроме того, будет обеспечен устойчивый фокус и создан виртуальное место в цифровой библиотеке JSTOR с помощью нового цифрового инструмента, который будет разработан центром JSTOR. Возможно, это позволит специалистам изучить экспедиции известных ботаников и натуралистов, или исследовать образцы растений на основе междисциплинарного подхода, но, в любом случае, этот инструмент будет способствовать активному накоплению материала и его использованию.
Подобно тому, как растения нередко путешествуют по континентам в сопровождении людей, так и их воздействие на цивилизацию пересекает дисциплинарные границы. Инициатива «Растения и гуманитарные науки» будет способствовать междисциплинарным исследованиям за счет тесного сотрудничества исследователей, обладающих различными навыками, а диапазон работы будет таким — от редких первичных источников до экспертизы в технической и цифровой области, от знакомства с техническими особенностями материалов и визуальной культуры до научного знания об особенностях растений.
В эти команды войдут люди разных возрастов, аспиранты и студенты, известные специалисты и преподаватели университетов. Мы надеемся на то, что предлагаемая модель междисциплинарных исследований откроет новые богатые перспективы и позволит дать ответ на вопрос, каким образом растения оказывают влияние на формирование человеческие общества.
Источник: