Ультиматум НАТО и двухмесячная отсрочка — это, скорее, смягчение, а не ужесточение американской позиции по отношению к России, еще один шаг навстречу Кремлю, который, возможно, и не стоило бы делать, поскольку каждый такой шаг Кремль воспринимает как слабость и призыв к очередному наступлению. Вашингтон готов был выйти из договора еще до 4 декабря 2018 года.
Москве дали 60 дней для того, чтобы вернуться к исполнению договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), в противном случае Вашингтон обещает выйти из него. Нарушение Москвой этого договора «разрушает основы эффективного контроля над вооружениями», «подрывает безопасность союзников» и является «частью более широкой модели поведения России, которая призвана ослабить общую евроатлантическую архитектуру безопасности».
Таким был вердикт государств-членов НАТО по итогам встречи министров иностранных дел стран-членов Североатлантического альянса, состоявшейся 4 декабря в Брюсселе. Участники саммита «решительно поддержали» вывод США о нарушении Россией своих обязательств по договору и потребовали от Москвы незамедлительно вернуться к «полному и проверяемому» выполнению требований ДРСМД. Теперь решение Вашингтона, принятое и озвученное в октябре президентом Дональдом Трампом, стало единым официальным решением стран-членов НАТО.
Поводом для ультиматума стала российская ракета 9М729, по западной классификации — SSC-8, разработанная екатеринбургским ОКБ «Новатор» (год назад это предприятие уже попало под санкции США за предполагаемое нарушение ДРСМД). Как пояснил генсек НАТО Йенс Столтенберг, эти ракеты опасны тем, что «они мобильны, их трудно обнаружить, они могут нести ядерные боеголовки и достичь европейских городов; кроме того, они сокращают время для предупреждения об атаке».
КонтекстFT: драматические последствия отказа от Договора о РСМДFinancial Times13.11.2018Nguoi Dua Tin: как Россия намерена защищаться от США?Nguoi Dua Tin12.11.2018SVT: «Калибры» доказывают, что ДРСМД устарелSVT02.11.2018Подкаст: медленно ракеты улетают вдальИноСМИ26.10.2018Вашингтон утверждает, что 9М729 имеет радиус действия от 500 до 5 тысяч 500 километров, тогда как, согласно Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 1987 года, СССР и США обязались уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000-5500 километров) и малой (500-1000 километров) дальности, а также не производить, не испытывать и не развертывать их в будущем. Поэтому России предлагается либо отказаться от ракеты, либо модифицировать систему, чтобы ее характеристики не нарушали положения договора. Как заявил госсекретарь США Майк Помпео, Вашингтон не видит смысла оставаться в договоре, который не исполняет вторая сторона: «Тогда это не договор, а самоограничение», — подчеркнул он.
На самом деле, ультиматум НАТО и двухмесячная отсрочка — это, скорее, смягчение, а не ужесточение американской позиции, еще один шаг навстречу Кремлю, который, возможно, и не стоило бы делать, поскольку каждый такой шаг Кремль воспринимает как слабость и призыв к очередному наступлению. Вашингтон готов был выйти из договора еще до 4 декабря 2018 года — по информации «Вашингтон пост», именно эта дата фигурировала в докладной советника Трампа по национальной безопасности Джона Болтона, в которой освещалось решение президента. «Однако администрация Трампа отложила эти действия после того, как Меркель и другие европейские чиновники заявили Трампу, что быстрый выход не оставляет им достаточно времени, чтобы пояснить изменения в политике внутренней аудитории», — подчеркивается в публикации.
Москва, естественно, называет обвинения в нарушении ДРСМД «безосновательными» и «голословными», причем делает это устами МИД, ведомства более всех преуспевшего во вранье, а вовсе не устами Минобороны, что в данном случае было бы логичнее. Сам факт существования ракеты Москва не отрицает, но уверяет, что она не испытывалась на такую дальность, а значит и говорить не о чем — нарушения договора не было, а те, кто заявляют обратное — «нагнетают ситуацию» и «манипулируют фактами». В общем, все, как обычно: я — не я и лошадь не моя, «вы-все-врёте» и «сами такие».
«Теперь сохранение Договора о РСМД — это дело России», — говорится в заявлении НАТО, но вряд ли Россия озаботится его сохранением. Наивно полагать, что Москва пойдет на попятный и уничтожит или как минимум модернизирует свое ядерное детище — ее действия в последнее время свидетельствуют о том, что она давно и сознательно махнула рукой на все международные нормы и договоры и ведет себя по принципу: «Эх, будь, что будет, однова живем!» Ядерное мышление для Москвы стало нормой. И Владимир Путин четко и ясно сформулировал на своем пацанском языке, что будет с договором: «Какой ответ с нашей стороны? Да простой: мы тогда тоже будем это делать». А что именно «делать», пояснил начальник генштаба вооруженных сил России Валерий Герасимов: в случае выхода США из ДРСМД целями ответных действий России станут страны, разместившие у себя американские комплексы с ракетами средней и меньшей дальности.
Так что ДРСМД будет разорван, и у Европы есть всего два месяца для того, чтобы осмыслить, как ей дальше жить в ядерной тени. Потому что конец существования договора — это первый шаг к разрушению международной архитектуры контроля над вооружениями, последствия которого для мировой безопасности непредсказуемы. И размещение американских ракет средней дальности на своей территории, и отказ от этого размещения в любом случае ставит под угрозу безопасность европейских стран. Следующим антиядерным договором, который будет похоронен Россией и США, станет Договор о стратегических наступательных вооружениях — СНВ III, срок действия которого заканчивается в 2021 году. Но о масштабном усовершенствовании своей системы противоракетной обороны Европе придется задуматься уже сегодня.
Источник: