Матти Ванханен (Matti Vanhanen) охарактеризовал выступление посла России как «крайне откровенное». Мартти Хяйкиё (Martti Häikiö) назвал речь «довольно прямолинейной».
Речь посла России в Финляндии Павла Кузнецова 11 декабря насторожила многих слушавших ее членов Общества Паасикиви (Юхо Кусти Паасикиви, Juho Kusti Paasikivi, — президент Финляндии с 1946 по 1956 год).
Однако председатель общества Матти Ванханен доволен тем, что Кузнецов четко обозначил взгляды России.
«Я ценю то, что он был крайне откровенен. Он не смягчал ситуацию, не сглаживал углы, когда говорил об их аргументах и логике. Это дало нам возможность понять ход мысли русских», ‒ похвалил выступление Ванханен.
«Нам не нужно придерживаться того же мнения, но я, конечно, уважаю то, что он был готов выступить с откровенной речью и ответить на все вопросы».
Редакция «Илта-Саномат» (Ilta-Sanomat) также попросила Ванханена сравнить речь Кузнецова с выступлением генерала Николая Макарова в 2012 году, которое вызвало в Хельсинки большой шум.
«Это было очень откровенно. Он рассмотрел практически все важнейшие вопросы и пытался осветить позицию России в отношениях с международным сообществом», ‒ ответил Ванханен. Однако Ванханен не стал сравнивать речь Кузнецова с предупреждением Макарова о последствиях вступления в НАТО.
Заместитель председателя Общества Паасикиви профессор Мартти Хяйкиё тоже посчитал речь Кузнецова очень прямолинейным изложением позиции России.
«Довольно прямолинейная речь. Не скажу, что это была речь времен холодной войны, но посыл „виновник всех проблем ‒ Запад, а мы ничего не сделали» существовал и в годы холодной войны».
По мнению Хяйкиё, очень ценно, что Кузнецов согласился стать гостем Общества Паасикиви и четко изложил свои взгляды.
КонтекстБояться России — полный бредIlta-Sanomat11.10.2017Заявление Шойгу заставило финнов вздрогнутьIlta-Sanomat30.07.2018У России не может быть открытой границыYle28.03.2017Cекретная дача для переговоровYle29.12.2016
«Одна из замечательных традиций встреч Общества Паасикиви — в том, что здесь мы можем услышать, как все обстоит на самом деле. Я являюсь членом правления общества еще с 1983 года и помню советские времена, когда смысл приходилось искать между строк».
В речи Кузнецова трудно найти хотя бы один пункт, в котором Россия соглашалась с Западом. Однако Хяйкиё осмеливается сделать предположение, что со временем общие интересы все же могут появиться.
«Я думаю, что будут какие-то более масштабные темы, как, к примеру, Китай, и тогда найдутся общие интересы. Когда вдруг возникнет вопрос: станет ли Китай центром всего мира? Или в том случае, если Китай начнет действовать на Украине».
В своей речи Кузнецов дал понять, что Россия вовсе не считает себя виновной в проблемах, возникших в отношениях Запада и России. Критика Кузнецова была направлена либо в адрес США и Европейского союза, либо в адрес Украины.
Кузнецов также обвинил Запад в разрушении системы международных договоренностей и разжигании борьбы за власть на Украине. Кузнецов раскритиковал НАТО за расширение и приближение к границам России, а Европейский союз он осудил за втягивание Украины и бывших советских республик в так называемое «Восточное партнерство» с ЕС.
Кузнецов обвинил Украину в «провокации» в Керченском проливе и сказал, что президент Украины Петр Порошенко мог бы даже отправить в Крым танки в качестве провокации.
Неоднозначное будущее Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), по мнению Кузнецова, тоже является последствием действий США, поскольку Россия не нарушала договор.
«Одни страны могут делать все что угодно, а другие — ничего. В итоге начинается игра без правил. Необоснованные обвинения во вмешательстве во внутренние дела тех или иных стран предъявляются в то же самое время, когда пытаются открыто свергнуть демократически избранные правительства в других странах и помешать их работе», ‒ сказал Кузнецов, имея в виду США.
В публичной части своей речи Кузнецов явно пытался не давать наставления Финляндии, однако некоторые его высказывания с критикой в адрес США можно трактовать как отсылку к вопросу о вступлении Финляндии в НАТО.
«Определенные силы пытаются завлечь некоторые страны в военные альянсы в соответствии со своими нуждами и вопреки желаниям народов», ‒ сказал Кузнецов, не упоминая в этой связи США и названия «некоторых стран» и «военных альянсов».
Посол Павел Кузнецов произнес эту речь на финском языке, и он говорил достаточно свободно. Случай уникальный, поскольку, выступая публично, российские послы и члены политического руководства России обычно говорят на родном языке, даже если уверенно владеют иностранным.
Источник: