«Большая дубинка» — так президент Рузвельт назвал зарождавшуюся империалистическую политику США в отношении Латинской Америки. Он взял это словосочетание из африканской поговорки: «говори мягко и держи при себе большую дубинку, тогда путь твой будет долог». Опыт, приобретенный Вашингтоном за последние десятилетия по всему миру, показывает всю ошибочность этого совета.
В то время как эксперты по Венесуэле рассказывают нам о внутренних причинах кризиса, переживаемого этой страной, интерес, который проявляют к нему мировые державы (при этом их не беспокоит гуманитарная ситуация в Судане, Йемене и Конго), указывает на то, что существуют и другие причины. То, что Трамп и его союзники обеспокоены положением с основными свободами в Венесуэле, поддерживая при этом великолепные отношения с саудовским царством террора, показывает, как они в действительности заботятся о «демократических ценностях».
США и Европа считают врагами те государства, которые не приемлют их колонизаторские устремления. Если истина всегда становится первой жертвой всех войн, то какой жертвой является Венесуэла?
«Причины» США
1. Природные ресурсы: Венесуэла обладает крупнейшими в мире запасами золота, а также месторождениями алмазов, железной, медной и алюминиевой руды, бокситов, колумбита-танталита, урановой руды, газа. Значительными запасами пресной воды, хотя, конечно, главное богатство страны — это нефть. На долю Венесуэлы приходится 24% запасов стран ОПЕК: 301 миллиард баррелей. Это даже превосходит показатель Саудовской Аравии, которая обладает 21%. Генерал люфтваффе Адольф Галланд (Adolf Galland) считал, что главной причиной поражения Германии во Второй мировой войне была нехватка топлива для авиации. Главной целью Сталинградской битвы была азербайджанская нефть (сейчас Азербайджан является партнером Израиля и НАТО). Антигитлеровская коалиция победила, в том числе и потому, что входившие в нее страны обладали нефтью. Сейчас США отчаянно борется за этот углеводород. Добыча нефти сократилась до 115 тысяч баррелей в день на месторождениях Техаса, Оклахомы и Дакоты.
Венесуэла в 1960 году уже пыталась спасти свою промышленность от грабежа «семи англо-американских сестер», контролировавших рынок нефти, и стала одной из основательниц ОПЕК. Сейчас она добывает миллион 245 тысяч баррелей в день (в 2000 году — 3,4 миллиона), из которых 600 тысяч экспортируются в США.
2. Присутствие Китая и России. Бывший госсекретарь Рекс Тиллерсон утверждал в феврале 2018 года, что поддержит военный переворот в Венесуэле, и высказывал свою озабоченность «чрезмерными экономическими связями региона с Китаем». Китай является крупнейшим кредитором Венесуэлы, за ним идут США и Великобритания. Китайские банки выделили латиноамериканским странам больше денег, чем Всемирный банк. Пекин, например, планирует инвестировать 40 миллиардов долларов в строительство железной дороги, которая соединит Атлантический и Тихий океаны (против этого проекта выступает Болсонару). Китай также подписал около 700 соглашений о сотрудничестве на сумму 70 миллиардов долларов, в том числе в области нефтедобычи, горнорудной промышленности, наукоемких технологий (для спутников Venesat-1); предоставил Венесуэле кредиты на сумму 65 миллиардов долларов в обмен на поставки нефти. Китайская нефтяная компания Синопек (Sinopec) намеревается вложить 14 миллиардов долларов в разработку крупного нефтяного месторождения в бассейне реки Ориноко совместно с «Роснефтью», «Эни» (Италия) и «Репсол» (Испания).
Россия также подписала с Венесуэлой соглашения о военно-техническом, культурном и экономическом сотрудничестве с Венесуэлой. Вложив в эту страну 17 миллиардов долларов, начиная с 1999 года, Москва договорилась с Каракасом о предоставлении кредита на 6 миллиардов, который начнет перечисляться с 2023 года. Одновременно Кремль списал два миллиарда долларов венесуэльского долга в обмен на усиление присутствия «Роснефти» на рынке южноамериканской страны, хотя совместные тренировки российских бомбардировщиков «Белый лебедь» и самолетов венесуэльсткх ВВС над Карибским морем в декабре 2018 года не отвечали интересам венесуэльских трудящихся.
Государственный переворот против президента Бразилии Дилмы Русеф, тюремное заключение Лулы и приход к власти правого радикала Болсонару, не скрывающего своей враждебности по отношению к левым силам, несомненно, связаны с тем, что Бразилия входит в группу динамично развивающихся стран, объединенных аббревиатурой БРИКС.
Как Пекин, так и Москва осознавали, что страна погружается в политический кризис, когда подписывали долгосрочные соглашения о стратегическом партнерстве с Венесуэлой. «Роснефть», на долю которой приходится 8% добычи нефти в этой стране, в 2017 году подписала с Каракасом соглашение о добыче газа на месторождениях Тринидада сроком на 30 лет.
3. Неудачи на Ближнем Востоке и возвращение в Америку. Несмотря на разрушительные войны, развязанные США и их союзниками, которые привели к гибели около 100 миллионов человек на Ближнем Востоке (еще один нефтеносный регион) и разрушению экономики этих стран, Вашингтон не смог установить свой контроль в Ираке, Афганистане, Йемене, Ливии, Судане и Сирии ввиду внушительного присутствия там других мировых и региональных игроков. Восстановить контроль над Латинской Америкой — главная цель доктрины Монро: Америка для США. Ради нее велась борьба с левыми и прогрессивными силами, пришедшими к власти в Эквадоре, Венесуэле, Аргентине, Боливии, Никарагуа, Бразилии и Мексики. В ход пускались тайные операции, экономические санкции и угрозы применения военной силы.
Даже избрание папой Римским представителя Латинской Америки (учитывая то, что на Латинскую Америку приходится 40% католиков в мире) следует рассматривать сквозь призму использования Вашингтоном религии на Ближнем Востоке и в Восточной Европе: во времена холодной войны они сделали Папой польского кардинала и ярого антикоммуниста Кароля Войтылу, чтобы поддержать Леха Валенсу и его профсоюз «Солидарность», а заодно и подорвать позиции Теологии освобождения: убийство десятков монахинь и священников, план Банзера — все это были составляющие этого плана.
4. Поставить крест на проекте экономической интеграции МЕРКОСУР.
5. Разрушить Петрокарибе (Petrocaribe). Венесуэльский проект, запущенный в 2005 году, который предусматривал ежедневную поставку 100 тысяч баррелей нефти странам региона на условиях преференциальной оплаты. Особенность нефтяной политики Трампа заключается в том, что, помимо желания прибрать к рукам природные богатства других стран, она еще нацелена на доминирование на энергетическом рынке.
6. Ослабить Договор о торговле между народами АЛЬБА (ALBA), представляющему собой альтернативу проталкиваемому США договору о свободной торговле ALCA.
7. Не допустить дальнейшие удары по нефтедоллару. Венесуэла уже продает свою нефть за юани, рубли, евро и индийские рупии. Дедолларизация мировой торговли ослабит финансовую гегемонию США.
8. Трампу нужна «своя» война. Все президенты США должны развязать по крайней мере одну войну. Трамп уже прикинул, что вторжение в Венесуэлу несет в себе меньше риска, чем нападение на КНДР, Иран или Сирию. Сейчас Трамп впервые не одинок: его поддерживают Демократическая партия, Европа и значительная часть южноамериканских режимов. Трампу не удалось войти в историю при помощи строительства стены на границе с Мексикой. Может получится с Венесуэлой?
КонтекстВенесуэла: вмешательство США может стать фатальным (Апостроф)Апостроф06.02.2019Венесуэла: следует признавать государства, а не личности (Cubadebate)Cubadebate06.02.2019Дональд Трамп и Латинская АмерикаClarin04.02.2017Венесуэла: опасная «деталь», о которой забывают на Западе (Atlantico)Atlantico06.02.20199. Давление произраильского лобби в Латинской Америке с целью вытеснить Иран. ЦРУ предупреждало о «проникновении Ирана в Латинскую Америку», как будто это страна незаконно ворвалась его владения. Странная связь между теократическим Ираном и республикой Венесуэлой основана на прагматизме, по крайней мере, со стороны Тегерана. Когда Обама заключил ядерную сделку с Ираном, эта связь уменьшилась в пользу Европы, Китая и России (а Каракас укрепил отношения с Турцией и Эрдоганом). Поскольку в 2018 году на Иран вновь были наложены санкции, определенные круги Исламской республики вновь устремили свои взоры на Венесуэлу и даже объявили об отправке боевых кораблей к берегам «братской страны» (правда, это мало чем помогло народу Венесуэлы). ЦРУ и Конфедерация Израильтянских Ассоциаций Венесуэлы обвиняют Николаса Мадуро в поставках урана в Иран, предоставлении территории страны для размещения членов «террористической организации» Хезболла и Силы «Кудс», которые готовят повстанческие группировки на континенте. Таким образом, президента Венесуэлы можно обвинить в связях с «международным терроризмом» и отправить в тюрьму Гуантанамо, о чем мечтает Болтон.
Меры, предпринимаемые США
Подготовка лидеров «оппозиции». Согласно «Викиликс», такие американские организации как «Национальный фонд демократии», Агентство США по международному развитию (контролирующее Афганистан), ЦРУ и Институт им. А. Эйнштейна взяли на вооружение опыт антикоммунистической югославской организации «Отпор», созданной в 2003 году для дестабилизации правительства Слободана Милошевича, с целью подготовить смену режима в Каракасе. С этой целью они установили контакт с самопровозглашенным президентом Венесуэлы Хуаном Гуайдо. Пресса США уже в открытую говорит о тайном сговоре Трампа и Гуайдо. Белый дом назначил Эллиота Абрамса (Elliot Abrams), одного из покровителей «эскадронов смерти» в Центральной Америке, ответственным за организацию «перехода к демократии» в Венесуэле.
Удушение венесуэльской экономики путем снижения цены на нефть. Это уже обрушило нефтеперерабатывающую промышленность страны, которая, ко всему прочему, страдает «голландской болезнью». Схема «нефть в обмен на кредиты» привела к сокращению валютных поступлений в Венесуэлу. Частично кредиты были направлены в последние годы на то, чтобы вывести из состояния бедности миллионы людей. Китай профинансировал часть социальных программ Венесуэлы по строительству социального жилья, больниц, школ и т.д. К соглашению между Трампом и наследным принцем Саудовской Аравии, нацеленным на снижение цены на нефть, присоединилась Россия, которая увеличила добычу, несмотря на сильные возражения со стороны Ирана, Ирака и Венесуэлы. Иран стал еще одной жертвой этой политики, хотя, как это ни странно, если на покупку венесуэльской нефти будет наложено эмбарго, у Трампа не будет иного выхода, кроме снятия санкций с иранской нефти, в которых участвуют восемь стран, включая Китай и Россию. Еще одним получателем выгоды от повышения спроса на черное золото будет Россия, которая впервые с 2015 года сумела увеличить добычу до 10,74 миллионов баррелей в день, заняв таким образом первое место в мире по объёму производства.
Приостановка кредитных линий. При помощи этого приема доходы от продажи нефти (около 11 миллиардов долларов) поступают не венесуэльскому правительству, а правой оппозиции. Это приведет к усилению голода и нищеты. Как только прибудут «спасители», СМИ перестанут трубить о бедах народа.
Подготовка опосредованного военного вторжения. Понимая, что ООН не даст разрешение на военную интервенцию в Венесуэлу, Трамп поручил Колумбии, Бразилии и Перу подготовить свои войска. В ноябре 2017 года эти страны вместе с США и еще 22 государства, выступивших в качестве наблюдателей, провели военные учения «АмазонЛог 17» (AmazonLog 17) на территории Бразилии. Целью учений была отработка действий в Венесуэле. В мае 2001 года США осуществили операцию Бальбоа, поставив перед Испанией задачу организовать военные учения с отработкой вторжения в Венесуэлу с территории Колумбии и Панамы. Вот и получается: глубинное государство игнорирует Трампа и его намерение снять с США функции «мирового полицейского».
Может ли получится так, что европейские партнеры США предпочтут, чтобы Трамп переключился на Венесуэлу и забыл про Иран (но ведь Израиль и Саудовская Аравия обязательно ему про него напомнят!).
Провал плана Трампа-Болтона
Жадность ведет к помутнению рассудка. Они озадачены тем, как бы им: свергнуть Мадуро; провозгласить Гуайдо временным президентом; прибрать к рукам природные богатства Венесуэлы. Но есть еще один пункт: каким образом подавить сопротивление миллионов венесуэльцев!
Они не подумали об этом и при вторжении в Ирак. Тогда агрессорам не удалось прибрать к рукам все, что они хотели. С одной стороны, им приходится сосуществовать с Ираном, а с другой — наблюдать за тем, как китайские и российские компании выигрывают тендеры на разработку иракской нефти. Китайцы покупают почти половину добываемой в Ираке нефти: полтора миллиона баррелей в день. В Венесуэле нестабильность тоже может растянуться на годы.
Война давно уже перестала быть «последним средством разрешения конфликта между государствами» и превратилась в «прибыльный бизнес». Сейчас стоит ожидать разного рода инсценировок, направленных на то, чтобы оправдать в глазах общественности агрессивную интервенцию США.
Мы еще можем приложить усилия, чтобы не допустить новую войну, на этот раз с венесуэльским народом.
Источник: