В конце прошлой недели в Стамбуле состоялось событие, которое стало очень важным переломным моментом в истории. Президент Украины Петр Порошенко прибыл в Стамбул по случаю создания независимой украинской церкви, открывшейся в декабре прошлого года в Киеве, вместе с предстоятелем этой церкви, митрополитом Епифанием, а также сопровождавшей их делегацией, и получил от Вселенского патриарха Варфоломея «томос» — указ, признающий независимость церкви. В субботу и воскресенье, 5-6 января, в патриаршей резиденции в Фанаре были проведены церемонии, по итогам которых Украина официально обрела независимую церковь. Это указывает на очень важные события, связанные с православным миром…
В субботу 5 января Порошенко дал закрытый ужин в отеле «Конрад» (Conrad Otel) в Стамбуле в честь патриарха Варфоломея. На этом ужине также побывали митрополиты церквей, обладающих автокефальным статусом, со всего мира. Я была в числе ограниченного количества турецких приглашенных. Мне представилась возможность лично побеседовать как с Вселенским патриархом Варфоломеем, так и с украинским лидером Порошенко. От пресс-секретаря Киевского патриархата архиепископа Евстратия, сидевшего непосредственно рядом со мной во время ужина, я узнала о закулисье данного процесса; от архиепископа Украинской православной церкви в США Даниила, который приезжал на Украину в качестве одного из назначенных патриархом Варфоломеем представителей для управления процессом создания церкви, я услышала подробности событий.
Какой известный лидер мне случайно встретился?
Еще одним крайне интересным для меня сюрпризом вечера было встретиться с бывшим президентом Украины Виктором Ющенко, пришедшим к власти в стране после оранжевой революции. Ющенко был отравлен Москвой и много лет боролся за свою жизнь. В то время я следила за украинским лидером как редактор зарубежных новостей, и увидеть его прямо перед собой спустя годы было незабываемым опытом.
Ющенко удалось выжить, но у него на лице невозможно не заметить следы отравления… Чтобы напомнить вам об этих событиях, я помещаю его фотографии до и после покушения.
КонтекстУНIАН: украинским раскольникам дали томосУНИАН05.01.2019Главред: как томос спасет Порошенко от тюрьмыГлавред06.01.2019Вести.ua: СЦУ. Как Варфоломей назвал украинских раскольниковВести.ua05.01.2019
Порошенко и Ющенко
Петр Порошенко пришел к власти в 2014 году. У него не только политическое амплуа; Порошенко — один из богатейших бизнесменов Украины. Он известен как «шоколадный король» и владеет одним популярным телеканалом.
Отношения Порошенко с бывшим президентом Украины Ющенко восходят к 2001 году. В тот год Порошенко, перешедший в прозападную партию Ющенко «Наша Украина», внес большой вклад в важную победу этой партии на парламентских выборах 2002 года, в том числе под влиянием канала, которым он владеет. Кроме того, этот канал сыграл активную роль в событиях времен оранжевой революции.
Это единение продолжается по сей день. Порошенко находится у власти, а Ющенко поддерживает его.
Порошенко: Россия не великое, а агрессивное государство!
Во время ужина я подошла к президенту Украины Порошенко и спросила его о позиции в отношении России, о том, что будет дальше. Он предельно ясно сказал: «Россия не великое государство, как кажется, а просто агрессор. Мы не боимся Путина. Украина — независимое, демократическое государство, и, как другие страны, обладающие этими особенностями, она имеет право создать свою независимую церковь. За нами украинский народ. Мы не боимся».
Я также спросила Порошенко об отношении Турции к этому вопросу, о его переговорах с президентом Эрдоганом и о том, озвучивала ли Анкара какую-либо позицию, советы. «Прежде всего я хочу выразить благодарность Турции, — ответил Порошенко. — Это очень важный союзник для нас. Мы провели очень конструктивные переговоры с г-ном Эрдоганом. Анкара с самого начала была позитивна к нам в этом вопросе. Она ничего не советовала. Никак не вмешивалась. Но и не чинила никаких препятствий».
Патриарх Варфоломей: это очень значимый день для православного мира
Кроме того, мне представилась возможность побеседовать с Вселенским патриархом Варфоломеем. У нас с ним давняя дружба. Делая еще только первые шаги в профессии, я вместе с патриархом и сопровождавшей его немногочисленной командой побывала в Австрии. Это было специальное приглашение, и из журналистов я была одна. Тогда, чтобы увидеться с патриархом, из Афин с полудневным визитом прибыл бывший президент Греции Стефанопулос (Stefanopulos), он также провел частную встречу с тогдашним президентом Австрии Хайнцем Фишером (Heinz Fischer), и на всех этих закрытых переговорах мне довелось присутствовать. Никогда не забуду, сколько первых полос для газеты «Акшам» (Akşam), где я тогда работала, было привезено по возвращении из Австрии… Этот был поистине фантастический опыт, к тому же бесценный для начинающего журналиста…
При каждой нашей встрече патриарх вспоминает эту поездку, и в этот раз наш разговор тоже начался с нее. А когда я спросила: «Что значит сегодняшнее событие?» — патриарх ответил: «Это очень важный день. Украина давно мечтала об этом. Они обретают независимую церковь. Да будет во благо всему православному миру».
История рождения независимой церкви
Церковь на Украине подчиняется России. Еще важнее то, что Украина — страна с самой высокой плотностью храмов Русской православной церкви. Россия всегда использовала это в качестве зоны влияния. Поэтому решительно выступает против независимой церкви.
Но с начала 1990-х годов, то есть начиная с распада Советов и провозглашения страной независимости от Союза, началось движение в направлении обретения независимой церкви.
Почему это не произошло в 2008 году?
В православном мире давать одобрение на создание автокефальной, то есть независимой церкви уполномочен только Константинополь. На самом деле такой запрос имел место уже в 2008 году, когда патриарх Варфоломей посетил Киев. О том, почему этого не произошло тогда, осведомленные источники в патриархате, с которыми я побеседовала, рассказали следующее.
Когда патриарх Варфоломей отправился в Киев, на повестке дня был вопрос о получении Украиной «томоса» о создании независимой церкви. Путин, дабы препятствовать этому, каким-то образом направил в Киев патриарха Русской православной церкви Алексия II, который тогда был очень болен. С другой стороны, в дело вмешалась и Греция. У Караманлиса (Karamanlis), который в то время занимал пост премьер-министра, были хорошие отношения с Россией. Чтобы не допустить такого образования, он тоже подключился через министра иностранных дел Бакоянни (Bakoyanni) и отправил тогдашнего посла Греции в Турции к патриарху Варфоломею.
Где Россия сделала ошибку?
В июне 2016 года на Крите впервые за сотни лет состоялся Всеправославный собор, подготовка к которому продолжалась 55 лет. Россия не приняла участия в этом соборе. По словам Константинопольского патриархата, это проложило путь для создания независимой церкви на Украине, поскольку Россия саботировала общее дело.
В православном мире Константинопольский патриархат — «первый среди равных» («primus inter pares»). Но Москва не признает этого. Причина неприезда на Крит — отказ признавать свое пятое место в иерархии.
Источник: