Варшавская конференция, посвященная ситуации на Ближнем Востоке, была призвана превратить Польшу в важного игрока нашего региона. Одновременно, конечно, также появлялись надежды на укрепление союза с инициатором проведения встречи — США. Однако уже сейчас стало ясно, что цель мероприятия в первую очередь состоит в том, чтобы оказать давление на страны, которые не присоединились к американским санкциям в отношении Ирана. В итоге встреча послужит лишь продвижению концепции Дональда Трампа и израильского премьера Биньямина Нетаньяху, считающейся в Европе и на Ближнем Востоке неконструктивной.
Присутствующие и отсутствующие
Значительная часть международной общественности, в том числе постоянные члены Совбеза ООН, Россия и Китай, решили бойкотировать варшавскую встречу. У нас не появятся также делегации из Турции, Ливана и Палестинской Автономии, то есть представители важнейших ближневосточных игроков наряду с Ираном, который на конференцию не пригласили. ЕС будет представлен чиновниками низкого ранга: глава европейской дипломатии Федерика Могерини в Варшаву не приедет, Франция отправит руководителя одного из отделов МИД, Германия — заместителя министра иностранных дел.
Ведущая роль будет отведена сильной американской делегации под руководством вице-президента Майкла Пенса, госсекретаря Майкла Помпео и зятя Трампа Джареда Кушнера. Израиль также представляют влиятельные политики, а Нетаньяху уже заявил, что выступит с важной (по всей видимости, «ястребиной») речью. Делегаты более высокого уровня приедут из Великобритании и стран Центральной Европы: они хотят воспользоваться возможностью встретиться с Пенсом.
Польша — субподрядчик США
КонтекстRzeczpospolita: Польша задумалась о новых ориентирахRzeczpospolita17.12.2018Super Express: Американская база не появится в Польше из-за РоссииSuper Express20.09.2018The Washington Post: Трамп перестраивает Ближний Восток в пользу РоссииThe Washington Post25.08.2018Wirtualna Polska: Польша мутит воду в НАТО и расшатывает ЕСWirtualna Polska17.08.2018
В глазах всего мира Польша выступает, скорее, не одним из организаторов мероприятия, который может укрепить свою роль в регионе и создать платформу для достижения договоренностей, а «субподрядчиком» США и малозначительной стороной конфликта. Так получилось, в частности, из-за того, как именно было объявлено о проведении конференции. Напомню: 11 января Майкл Помпео сообщил общественности в эфире «Фокс Ньюз», что в Варшаве состоится встреча, посвященная ситуации на Ближнем Востоке. Польской столице не оставалось ничего другого, как подтвердить эту информацию, что наш МИД днем позже и сделал. Мероприятие изначально получило политическое звучание: его главная цель состояла в том, чтобы призвать к ответу Иран. Европейский союз не присоединился к новым санкциям США и отказался выходить из соглашения по иранской ядерной программе, между тем в Варшаву пригласили Израиль, который, как известно, продвигал в Вашингтоне идею разрыва сделки с Тегераном.
Иран возмущен
Варшава не была готова к тому, чтобы оказаться на первой линии фронта в конфликте вокруг Ирана. Тегеран возмутился. Министр иностранных дел Джавад Зариф подверг Польшу в Твиттере критике за то, что она устраивает «антииранское цирковое представление». Он напомнил, что иранцы помогли полякам во время Второй мировой войны, приняв армию Андерса и тысячи беженцев.
Следует отметить, что отношения между Варшавой и Ираном начали налаживаться в 2013 году после визита в эту страну министра Радослава Сикорского (Radosław Sikorski). С того момента объем товарооборота увеличился в шесть раз. Инвестициями в Иране был заинтересован Польский нефтегазовый концерн (PGNiG), который подписал соглашение о сотрудничестве с иранской компанией того же уровня, и «Орлен», заключивший договор о поставках нефти. Кроме того, предполагалось, что иранцы будут поставлять сжиженный газ в СПГ-терминал в Свиноуйсьце. Обо всех этих планах теперь можно забыть, что Тегеран уже подтвердил.
Последствия для Варшавы
Конференция станет важным международным мероприятием, которое наложит свой отпечаток на имидж Польши в дипломатических кругах. При этом одно мнение сложится о нас в США, а совсем другое — в Европе.
Во-первых, о чем уже шла речь выше, продвигая американо-израильский подход, Польша становится стороной конфликта. Во-вторых, она, возможно, и выбирает, чью сторону занять, но с ней никто не считается, ведь инициатором встречи выступала не она. Получается, что Варшава играет роль троянского коня Вашингтона, причем занимается этим еще со времен войны в Ираке. Одновременно она демонстрирует нелояльность к ЕС. Сначала Польша согласилась с необходимостью сохранить ядерную сделку, но потом стала хозяйкой конференции, на которой ставится противоположная цель: разорвать соглашение и наказать Тегеран.
Глава польского МИД Яцек Чапутович (Jacek Czaputowicz) дал понять, что взамен за оказанную американцам услугу мы получим «Форт Трамп». Вашингтону, действительно, будет за что нас благодарить, и можно ожидать, что Госдепартамент отнесется благосклонно к идее наращивания военного присутствия США в Польше. Окончательное решение, однако, будет принимать министерство обороны, у которого таких планов нет
Подводя итог, можно сказать, что единственным нашим «приобретением» станет то, что Польшу будут ассоциировать с осью США-Израиль. Однако Варшава станет не членом этого союза, а лишь его субподрядчиком, при этом ее отношения с ЕС, по всей видимости, пострадают.
Источник: