Русские перебрасывают к границам с Украиной большое количество военной техники, солдат, а также элитных подразделений. Зачем? Они хотят запугать или планируют удар? Все это происходит в момент, когда правительство Андрея Бабиша отказалось запретить России участвовать в тендере на достройку АЭС «Дукованы». Хотя на этом не раз настаивали спецслужбы Чешской Республики. Что происходит? Обе темы в интервью «Форуму24» прокомментировал Петр Павел (Petr Pavel), бывший глава Военного комитета НАТО.
Forum24: Как вы с высоты вашего опыта трактуете события на украино-российской границе?
Петр Павел: В стратегической теории и практике безопасности Россия сформулировала принцип, названный «эскалацией к деэскалации». Прибегнув к нему, Россия может при необходимости сначала обострить ситуацию, конечно же, сославшись на враждебные шаги противника, вызвать опасения из-за новой войны, заставить противника раскрыть карты, а потом, постепенно снижая накал, не только получить намного больше, чем при другом раскладе, но и благодаря целенаправленной информационной кампании выступить в роли конструктивного миротворца. Думаю, что сейчас мы наблюдаем за реализацией этого принципа «в прямом эфире».
— Какую игру сейчас ведет Россия? Это психологическое давление и устрашение, или она готовится к реальному удару?
КонтекстARD: работу Росатома на чешской АЭС сравнили с «предательством народа»ARD05.04.2021Aktuálně: пустим русских в тендер на АЭС «Дукованы», когда Навальный сменит ПутинаAktuálně.cz20.01.2021Главред: Украина стала дубиной Запада над головой КремляГлавред09.04.2021Запад должен указать России, где проходит красная чертаReflex13.04.2018
— В международных отношениях Россия, а ранее Советский Союз, никогда не действовали по схеме «попытка — ошибка», а почти всегда как будто вели хорошо подготовленную и продуманную на много ходов вперед шахматную партию. Сейчас тоже нельзя говорить о сиюминутной реакции на какое-то отдельное событие. Подноготных причин может быть несколько. Конечно, одна из причин — желание надавить на Украину и припугнуть ее, чтобы она отказалась от движения в сторону евроатлантических структур. Кроме того, Россия проверяет Запад и, прежде всего, новую американскую администрацию, насколько далеко они могут зайти, защищая демократические ценности и поддерживая Украину. Вместе с тем в современной российской истории уже не раз случалось, что когда режим Путина сталкивался с внутренними проблемами, он быстро подыскивал себе внешнего врага, отвлекая тем самым внимание.
— Почему сейчас такой момент?
— Хотя Кремль пытается преподнести ситуацию в России как стабильную, он столкнулся с целым рядом внутренних проблем, которые отнюдь не связаны с пандемией коронавируса. Причины недовольства россиян и экономический, и социально-политической ситуацией глубже, а режим, кроме обещаний, не дает более никаких поводов для оптимизма. Идея о том, что Украина, которую в России давно недооценивают и над которой даже посмеиваются, может теперь не только обойтись без России, но и самостоятельно сблизиться с Западом и процветать, — это ночной кошмар для президента Путина.
— Несколько дней назад правительство ЧР и Совет безопасности отказались запретить России участвовать в тендере на достройку АЭС «Дукованы». Напротив, они рассчитывают на Росатом. Как вы оцениваете этот шаг? Почему Россия опасна в этой сфере?
— Россия — недемократичная страна, и ее ценности и стратегические интересы не совпадают с нашими. В международных отношениях она по-прежнему проповедует принцип сфер влияния. К своей «законной сфере» Россия все еще относит и нас. Чехию, как члена НАТО, она официально считает главной угрозой безопасности. Этот проект имеет стратегическое значение и способен ввергнуть нас в продолжительную зависимость, а также открыть возможности для влияния и коррупции, поэтому мы не можем доверить достройку АЭС «Дукованы» российской компании, которая является одной из опор российского режима. Пусть все, кто утверждает, что тендер — это только бизнес, вспомнят слова президента Путина о том, что «энергетика стала новым оружием».
— Когда министр Гавличек комментировал эту тему на пресс-конференции, то пообещал, что к оценке стратегических рисков привлекут представителей спецслужб. По-вашему, это гарантирует безопасность тендера?
— Прежде всего, представители спецслужб всегда должны участвовать в оценке рисков для безопасности! Также надо сказать, что даже идеально сформулированная проверочная анкета, составить которую компании ČEZ помогут спецслужбы, не может полностью устранить все риски. Решение о строительстве очередных блоков — это, в первую очередь, политическое решение, и поэтому необходимо учитывать предостережения спецслужб и, главное, долгосрочные стратегические интересы Чешской Республики. А к ним точно не относятся крепкие связи с нынешним российским режимом.
Источник: