Когда в российском информпространстве в очередной раз начинают изгаляться над нашими новыми оружейными разработками, мы можем спокойно ставить себе плюсик. Раз такая истерия за поребриком — значит, все мы делаем правильно. На этот раз она разразилась по поводу нашей новой крылатой ракеты «Нептун». Ее яркие пуски гарантированно попадают на экраны телевизоров, мониторы компьютеров и телефонов, множатся пользователями соцсетей. Еще до поставки в войска «Нептун» стал мощным оружием информационной войны.
Теперь пошла российская «ответка». Мол, Украина скопировала советскую ракету Х-35, и что наша «оборонка» ее не вытянет. Не буду спрашивать, где хваленые российские «Арматы» и истребители Су-57. Скажу пару слов про наш «Нептун» — а вернее, про комплекс высокоточного вооружения на базе новой крылатой ракеты, у которого уже в конце этой неделе будет международная премьера. Но об этом — чуть позже, а пока — ряд деталей по сути.
Крылатая ракета «Нептун» создана как первая украинская ракета, применение которой возможно с различных типов носителей — с кораблей, самолетов и береговых комплексов. Именно завершение работ по береговому противокорабельному ракетному комплексу — ближайшая задача Государственного предприятия «ГосККБ «Луч», головной исполнитель опытно-конструкторской работы по созданию украинского ракетного комплекса «Нептун». Береговой ракетный комплекс в первую очередь ждут наши ВМС. Так как бороться с кораблями противниками артиллерий и РСЗО — это от временного отсутствия других решений.
КонтекстУкраина испытала крылатую ракетуРада національної безпеки і оборони України01.02.2018Украина испытала новые ракетыУкроборонпром22.03.2017Почему России стоит бояться «Бога моря»Деловая столица08.12.2017Сверхмощная защита от КремляОбозреватель29.01.2016Украинский береговой ракетный комплекс предназначен для контроля территориальных вод, защиты военно-морских баз, береговых объектов и инфраструктуры побережья, защиты побережья на десантно-опасных направлениях. Комплекс производит целераспределение и поражение сопровождаемых целей противокорабельными крылатыми ракетами. Боевое применение комплекса обеспечивается в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью при полной автономности наведения после пуска. По критерию «стоимость-эффективность» является оптимальным для решения боевых задач на море ракетами оперативно-тактического класса.
В штатный дивизион мобильного противокорабельного комплекса входят две батареи. Каждая батарея включает командный пункт, три самоходных пусковых установки, транспортно-заряжающие и транспортные машины, средства боевого и технического обеспечения. Основное базовое шасси для всех машин, входящих в противокорабельный береговой мобильный ракетный комплекс — разработки и производства отечественного предприятия КрАЗ. Это новое шасси 8х8.
Но в основе комплекса — ракета. Вокруг нее выстраивается вся конфигурация. Технологическая и промышленная. Ее возможности как средства поражения вражеских целей формируют тактику применения. Создание и производство ракет — один из весьма заметных показателей оборонно-промышленных и военных амбиций государств. Так повелось еще с тех времен, когда ракеты постепенно начали занимать свое место в боевом строю. Длительный период самой «топовой» ракетой считалась американская «Гарпун». Но США поставляли ее только ближайшим союзникам. Помимо американских и французских ракет «Экзосет», есть конкурентные разработки у шведов — например, это ракета Ар-би-эс-15, которая постоянно совершенствуется. Часть стран закупает китайские «бюджетные» С-801. Россия создала целый набор новых как дозвуковых, так и сверхзвуковых ракет. Ведут работы в этой области и другие страны, включая Индию, Южную Корею, Японию.
О детальных тактико-технических характеристиках как ракеты, так и ракетного комплекса «Нептун», который создается для украинской армии, в полном объеме говорить пока рано. По итогам испытаний неоднократно заявлялось, что ракета рассчитана на поражение целей на дальностях до 290 км. Это уточнение имеет значение скорее в контексте выполнения Украиной требований режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ), при возможных экспортных поставках беспилотных летательных аппаратов массой более 500 кг, к которым относятся и крылатые ракеты. Такие БПЛА, если они продаются или передаются странам, не являющимися участниками РКРТ, не должны превышать дальность более 300 км.
В целом, как заявил в 2018 году секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов, стоит задача «разработать комплексы крылатых ракет не только наземного, но и также морского и воздушного базирования. Дальность действия наших крылатых ракет и их боевое снаряжение не противоречат подписанным Украиной международным соглашениям для такого вида оружия». Правда, уже в 2019 г. после выхода России и США из Договора о ракетах средней и малой дальности, который, среди прочего, накладывал ограничения на разработку, производство и использование ракет с дальность более 500 км, ограничений на такой класс вооружений, собственно нет и у Украины.
Оперативно-тактическая противокорабельная ракета предназначена для поражения боевых (десантных) надводных кораблей и транспортных судов из состава ударных групп (конвоев) — днем и ночью, в любых метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника. Стартовая масса ракеты — около 700 кг. Скорость полета — 0,9 М. Низкая высота полета над гребнями волн на маршевом участке обеспечивает незаметный подлет ПКР к атакуемому кораблю. Ракета имеет возможность по планированию маршрута, атаки целей в прибрежной полосе. Ракета может применяться как одиночно, так и в залпе. Возможность стрельбы залпом позволяет повысить вероятность поражения корабля противника.
По основным блокам конструкция ракеты аналогична американской ПКР AGM-84 «Гарпун»: головка самонаведения и блок управления, боевая часть, топливный бак, двигательная установка. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет складное крыло и оперение большого удлинения. В нижней части корпуса — воздухозаборник. Крылатая ракета в береговом и корабельных вариантах оснащается стартовым твердотопливным ускорителем, расположенным тандемно с маршевым. Для маршевого полета используется малогабаритный турбореактивный двигатель, работающий на авиационном керосине.
Правда, сразу после появления первых фотографий ракеты «Нептун» часть знатоков стала утверждать, что ПКР «Нептун» скорее похожа на облик советской/российской Х-35, а не на американский «Гарпун». У этого есть весьма простое объяснение. Мощный ОПК СССР создавал тактическую крылатую ракету Х-35 почти два десятилетия. Решение было принято в 1983 году. Первые пуски состоялись в 1985 году. Но доведение ракеты до окончательного облика продолжалось еще более десятка лет. В 1993 году на полигоне Опук в Крыму еще проводились очередные этапы испытаний. Ракеты Х-35 были приняты на вооружение в Российской Федерации аж в 2003 г. под индексом «Уран».
Во времена СССР планировалось, что серийное производство противокорабельной ракеты Х-35 будет осуществляться на Харьковском авиационном заводе. На предприятии осталась техническая документация на производство корпуса ракеты Х-35. Не использовать существующую оснастку и производственную линию, а тупо тратить государственные деньги на отработку нового корпуса, по мнению генерального конструктора ГосККБ «Луч», было неверно. Да, в будущем мы перейдем на композитные материалы, разработаем новый корпус, который будет гораздо лучше отвечать требованиям малозаметности. Но сейчас время не терпит. Нужны результаты. И они есть. То, что скрывается под обводами ракетного корпуса, не имеет никакого отношения к Х-35. Это собственные решения украинских конструкторов.
Ракета оснащается осколочно-фугасной боевой частью, которая приводится в действие взрывателем при соприкосновении с целью, либо на расстоянии — от неконтактных датчиков. Тип боевой части — осколочно-фугасная проникающего типа. Масса — около 160 кг. Это вполне достаточно для поражения надводных кораблей и транспортных судов водоизмещением до 5000 т.
Система управления и наведения ракеты — «инерциальная с коррекцией по данным спутниковых систем» — одна из ключевых головоломок, которую пришлось решать создателям «Нептуна». Она решена с опорой на продукцию отечественных предприятий. Эти решения стали модульными и обеспечивают требуемую точность выхода средства поражения в район цели.
Сами головки самонаведения ракеты «Нептун» — отдельная тема. Без этого потенциала говорить о возможности создания в Украине новых управляемых ракет класса «земля-воздух», «воздух-воздух», «берег-корабль» было бы просто несерьезно. Приобрести головки самонаведения за рубежом практически невозможно. Только в составе целостных систем вооружений, и то — если вам их продадут. Цена вопроса — от десятка до сотен миллионов долларов. Чем «круче» головка самонаведения — тем дороже вся система.
На крылатой ракете «Нептун» установлена новая комбинированная активная радиолокационная двухдиапазонная головка самонаведения, которая создана в компании «Радионикс». Максимальные углы отклонения зоны поиска по азимуту и углу места — ± 60°. Зона поиска по дальности — от 100 м до 50 км. Показательно, что по сравнению с российской ГСН АРГС-35, установленной на Х-35, умная голова, разработанная компанией «Радионикс», имеет существенно меньшие габариты, килограмм на 10 легче, имеет большие углы «прокачки» по горизонту и азимуту, большую дальность обнаружения целей и ряд режимов работы, которые в российской разработке просто отсутствуют.
Активная РГСН обеспечивает поиск и обнаружение цели по предварительному целеуказанию (ЦУ); выбор цели, подлежащей поражению; определение положения цели по азимуту и углу места, дальности до цели и скорости сближения с целью; выдачу определяемых координат цели в бортовую систему наведения ракеты; измерение дальности до препятствия и выдачу данных в бортовую систему наведения ракеты. У головки самонаведения предусмотрено несколько режимов работы — включая возможность наведения РГСН на цели при помощи «маячка». Ну, это так, на всякий случай.
Полетное задание для ракеты формируется по данным от автономного источника целеуказания. После пуска ракеты полет проходит на определенных высотах под управлением инерциальной системы. При выходе в заданный район, удаленный от цели на несколько десятков километров, выполняется маневр «горка» с набором высоты до нескольких сотен метров, включается РЛС переднебокового обзора, которая осуществляет обнаружение, распознавание цели и выдачу целеуказания в бортовую систему наведения ракеты. БЦВМ выполняет расчет оптимальной траектории выхода в район встречи с целью. Ракета сама классифицирует цели, электронные портреты которых заложены в БЦВМ. После первоначального захвата цели ракета выключает радиолокационную станцию переднебокового обзора, выполняет снижение и осуществляет маловысотный полет в сторону цели. После выхода ракеты из-за радиогоризонта происходит захват и сопровождение цели активной радиолокационной ГСН, высота траектории — минимально возможная для усложнения перехвата ракеты средствами ПВО противника.
Боевая эффективность ракеты определяется двумя факторами. Первый фактор — сама ракета, ее способность поражать цели. К примеру, одной ракеты достаточно для поражения одной цели — десантного корабля или катера противника. Но чтобы долететь до этого катера, нужно, например, послать восемь ракет. Семь из них будут или сбиты, или им помешает система радиоэлектронной борьбы противника. И только одна прорвется и поразит цель. Чем выше помехозащищенность, тем меньше нужно ракет. Применение высокозащищенной головки позволит в два раза сократить расход боевых средств: послать на выполнение задачи не восемь ракет, а четыре.
Второй критерий эффективности ракеты — относительная стоимость поражения. Это отношение количества ракет, необходимых для поражения, к стоимости объекта. Технические решения, обеспечивающие помехозащищенность ракеты — это государственная тайна. Но у «Нептуна» она весьма достойная. Особенно за счет алгоритмов работы новых головок самонаведения, специального программного обеспечения для цифровой обработки информации в ГСН. Например, для поиска и обнаружения кораблей противника, которые могли поменять свое место положения за время подлета ракеты, может быть реализован алгоритм ее автономного выхода в назначенный район с последующим барражированием по расширяющейся спирали. Это позволяет применять ее в условиях нарушения противником функционирования глобальной спутниковой системы.
На фоне этого констатируем: в Украине при интегрирующей роли ГосККБ «Луч» сформирована новая отечественная школа и кооперация по созданию систем управления и наведения высокоточного оружия. Успех достигнут благодаря высокому профессиональному уровню специалистов этих предприятий и компаний, готовности, способности и умению их руководителей работать в команде, что далеко не всегда просто. Вероятно, позитивную роль в этом сыграла позиция и фактор влияния со стороны генерального конструктора и директора ГосККБ «Луч» Олега Петровича Коростелева, который несет личную ответственность за итоговый результат, а потому должен обеспечить высокую и разумную планку требований в работе с соисполнителями и их взаимодействие.
Реализованные в Украине решения по созданию систем управления и головок самонаведения могут считаться уникальными. Это то, что относится к разряду критических технологий. Их последующее применение напрямую связано с боевыми возможностями оружия, а более масштабно — с оборонительными или наступательными потенциалами государств. Потому-то и хранятся эти критические секреты весьма тщательно. Кстати говоря, ряд зарубежных разработчиков ракетного вооружений уже обратились к Украине с просьбой рассмотреть возможность использования украинской «головы» в своих проектах. Правда, удовлетворяющего их ответа они не получили.
Немного о двигателе. Двигательный, четвертый, блок ракеты «Нептун» также стал ярким примером комплексирования надежных, проверенных решений и получения эффекта синергии от такого объединения. Ракета, которая размещается в ТПК, имеет два двигателя — стартовый и маршевый. Первый обеспечивает быстрый старт ракеты из ТПК, выход ракеты на режимы полета, необходимые для запуска основного, маршевого двигателя. После этого «стартовик» отстреливается и ракету движет к цели турбореактивный двигатель.
В качестве стартового реактивного двигателя был применен стартовый ускоритель от зенитной ракеты противовоздушного комплекса С-125. Энергетические возможности «стартовика» от ракеты ЗРК С-125 были просчитаны под новую задачу. Более того, и это еще один важный плюс — Украина обладает значительным запасом этих ракет. Маршевый двигатель на «Нептуне» — серийный и надежный турбореактивный МС-400. Его производит запорожское предприятие «Мотор Січ», которое имеет целую линейку двигательных установок для беспилотных летательных аппаратов различных классов. Некоторые из этих двигателей способны двигать в небе стратегические беспилотники — вплоть до массы в несколько тонн. Конечно, тут можно сказать, что Украине повезло. Есть двигатель — бери, ставь, летай. Но любое «везение» на самом деле — это чья-то ненасытность желания делать свое дело и добиваться результата, вопреки внешним бездействию, безразличию или даже угрозам.
МС-400 вобрал в себя лучшие черты серийной продукции «Мотор Січ» и яркие конструкторские решения ЗМКБ «Ивченко-Прогресс». Оригинальная конструкция воздухозаборника совместно с другими решениями обеспечила максимальное получение мощности — 96% от расчетных возможностей двигателя. Такого КПД в составе изделия не обеспечивает ни одна предыдущая разработка с применением двигателей «Мотор Сичи». Более того, в ходе испытаний было подтверждено решение, что за счет баланса весов боевой части и топлива можно увеличить дальность пуска. А увеличенная емкость топливного бака и более энергетическое топливо еще больше расширят модернизационные возможности ракеты в будущем — если в этом будет необходимость.
Что же касается целеуказания для ракетного комплекса, то для мобильной береговой версии реализуется концепция разнесенных средств обнаружения/целеуказания и средств поражения целей. Среди прочего, ставка сделана на создание системы освещения обстановки на морских акваториях с применением как отработанных, так новых технологических решений. Чтобы не вдаваться в детали раньше времени, приведу слова заместителя министра обороны Украины в интервью журналу «Дефенс экспресс»: «для создания системы наблюдения и контроля обстановки в акватории как Черного, так и Азовского морей предполагается закупка радиолокационных станций морского назначения нового поколения — для наблюдения за надводной обстановкой, обнаружения целей и определения их координат. Речь идет о станции как отечественного, так и зарубежного производства».
Кроме «дальней волны» для «Нептуна» также предусматривается многовариантность получения целеуказания путем обработки данных от наземных радиолокационных станций различных типов, вертолетов, самолетов, беспилотных летательных аппаратов.
Можно с уверенностью утверждать, что в промышленную и боевую историю «Нептуна» будут постепенно вписываться все новые и новые страницы. Более того, украинская разработка уже готовится к своей первой международной премьере. На крупнейшей оружейной выставке в Объединенных Арабских Эмиратах, которая стартует в эти выходные, впервые будет представлен макет самоходной пусковой установки берегового комплекса «Нептун». Такая же демонстрация планируется и на оружейной выставке в Индии, которая начнется сразу после «Айдекса». Предвижу ухмылки — «так это же макет». Наберитесь терпения. Во всей красе все типовые машины берегового противокорабельного комплекса при выполнении задачи вы увидите уже в ближайшее время — в ходе очередного и важного этапа испытаний. Да, эта задача пока не боевая. Но зато уже понятны сроки, когда комплекс будет поставляться в войска, если все будет «ок». И стоит ли теперь удивляться, почему наш «Нептун» так злит Россию?
Источник: