Близкий к Кремлю концерн «НОВАТЭК» создал в российской Арктике новый завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Этот газ предназначен в первую очередь для азиатского рынка, он — один из символов уже давно провозглашенного Кремлем разворота на восток.
В эксплуатацию введена третья линия завода. Таким образом, завод вышел на полную мощность. Ее в полной мере можно было ощутить по оглушительному шипению, которым в терминале сопровождалось наполнение газом ледоходного танкера «Кристоф де Маржери».
Почетные гости аплодировали, в том числе российский премьер-министр Дмитрий Медведев, один из главных акционеров «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон, шеф компании «Тоталь» (Total) Патрик Пуянне, а также делегации экономистов из Китая и Японии. Гости наблюдали за церемонией в зале народных собраний города Сабетта.
Рабочая поездка президента РФ В. Путина в Ямало-Ненецкий автономный округ
Несмотря на экстремальные условия, завод «Ямал-СПГ» был построен на год раньше намеченного срока. Медведев подчеркнул стратегическое значение проекта. «Вот уже полстолетия наша страна успешно сотрудничает с европейскими соседями, теперь мы выходим на азиатский рынок», — сказал российский премьер.
Приблизительно в часе лета от Сабетты солнце давно скрылось за южным горизонтом. Хотя сейчас всего два часа дня, здесь, на крайнем севере Сибири, на полуострове Ямал, темно, как глубокой ночью.
«Солнце я видел тут в последний раз полтора месяца назад», — говорит официант Евгений, работающий обычно в столовой поселка монтажников. Взойдет оно лишь в конце января. «25-26 января солнечный диск впервые покажется над горизонтом, и мы отпразднуем солнцеворот», — объясняет геолог Василий.
Василий — старый полярник. Впервые он приехал на Ямал в 1982 году. «В то время мы еще жили в палатках, и это при температуре, которая могла опускаться до 46 градусов ниже нуля», — рассказывает он. Тогда, еще в советское время, геологи открыли Южно-Тамбейское газовое месторождение. Его запасы оценивают в 1,4 триллиона кубических метров, именно этот газ станет сырьевой базой для «Ямал-СПГ», гигантского завода по производству сжиженного газа.
Теперь начинается его разработка. Несмотря на свое название, Южно-Тамбейское находится даже по ямальским понятиям далеко на севере, выше 71-го градуса северной широты. Там, где река Обь впадает в арктическое Карское море. На побережье до сих пор иногда появляются белые медведи.
Но в палатках тут больше никто не живет: за семь лет «НОВАТЭК», второй по величине после Газпрома газовый концерн России, построил здесь, на вечной мерзлоте, завод по сжижению газа, порт, аэропорт и стоящий на сваях поселок для нескольких тысяч рабочих. Даже православная церковь есть в городе Сабетте, лежащем севернее Хаммерфеста в Норвегии или Барроу (Уткиагвика) на Аляске. В принципе в Сабетте есть все, что нужно: электричество и тепло, богатый выбор продуктов питания, фитнес-зал и интернет, хотя и довольно слабый. Но долго в Сабетте вряд ли кто-нибудь будет жить.
Рабочие живут в общежитиях посменно. Они работают тут от 30 до 45 суток, а затем возвращаются на такое же время назад, на Большую землю, как они говорят. Строительство, бурение и погрузка производятся здесь и зимой — пока температура не опускается ниже 32 градусов мороза. Когда открывалась третья линия, завод по производству СПГ стоимостью в 27 миллиардов долларов находился в центре внимания важных лиц. Стратегическая цель расширения производства — активное освоение азиатского рынка.
Азия считается — во всяком случае, пока — очень привлекательным рынком, потому что тамошние потребители из-за удаленности от больших месторождений сырья готовы платить за газ. «Ямал-СПГ» может производить 16,5 миллионов тонн сжиженного газа в год. Это соответствует 23 миллиардам кубических метров природного газа.
России нужны новые покупатели газа в Азии
Для сравнения: через газопровод Ямал — Европа проходят в год 33 миллиарда кубических метров газа, в том числе в Германию. Но у трубопроводов есть стратегический недостаток: они привязаны к определенному месту. А вот СПГ-танкеры могут плавать по всему миру, а благодаря потеплению климата — все более продолжительное время по Северному морскому пути вплоть до Китая и Юго-Восточной Азии.
КонтекстКонец зависимости Газпрома от Европы?Die Welt10.04.2018«Новатэку» санкции нипочемFinancial Times02.08.2018«Сила Сибири» — многомиллиардная могилаFocus21.08.2015
И хотя шеф компании «Тоталь» Пуянне не устает повторять, что часть газа будет поставляться в Европу, а его концерн владеет в «Ямале-СПГ» 20% акций, доля китайцев все же больше. Китайский государственный концерн CNPC имеет 20%, а еще 9,9% — у фонда «Шелковый путь».
Кроме того, китайцы, предоставив кредиты держателю контрольного пакета концерну «НОВАТЭК», обеспечили себя долгосрочными договорами поставки огромных объемов газа.
Это первый крупный проект Кремля, который на деле реализовал запланированную Кремлем и на словах уже давно произошедшую диверсификацию поставок энергоносителей. Непрекращающиеся конфликты в Европе создают атмосферу неопределенности. Поэтому России нужны новые клиенты в Азии. Строящийся Газпромом газопровод «Сила Сибири» будет готов, скорее всего, лишь в следующем году.
А тем временем «НОВАТЭК» обогнал своего большого конкурента Газпром и в восточной гонке. В бизнесе со сжиженным газом концерн, доля в котором принадлежит близкому доверенному лицу Путина Геннадию Тимченко, далеко обошел неповоротливый государственный Газпром.
Планы у компании гигантские: главный акционер «НОВАТЭКа» Михельсон планирует еще больше увеличить производительность завода «Ямал-СПГ». Кроме того, мультимиллиардер, занимающий в 2018 году третье место среди олигархов России, разрабатывает еще один миллиардный СПГ-проект — «Арктик СПГ-2» на восточном берегу Оби на Гыданском полуострове, который расположен напротив Ямала.
Как заявил Михельсон, до 2030 года «НОВАТЭК» планирует увеличить производство СПГ до 65-70 миллионов тонн. Это соответствует уже 100 миллиардам кубических метров, что в два раза больше того количества газа, которое поставляется в Германию по трубопроводу «Северный поток».
До того времени планируется значительное увеличение флота танкеров ледового класса. Кремль намеревается построить в Мурманске и на Камчатке перевалочные пункты, чтобы дорогие танкеры ледового класса ходили только по Северному морскому пути. Газ будет перегружаться в обычные танкеры, а те доставят его туда, где он в данный момент дороже всего.
То есть, пройдет еще пара лет, прежде чем Россия добьется окончательной диверсификации поставок своих энергоресурсов.
Источник: