— В этот четверг Владимир Путин проводит свою ежегодную пресс-конференцию. Какова политическая ситуация в России?
— Президентские выборы в марте и четвертый срок Владимира Путина не повлияли на новый политический цикл, вопреки прогнозам большинства наблюдателей. У политиков существует реальная преемственность, особенно в правительстве. Вероятно, это можно объяснить внешними факторами, в частности, неопределенностью отношений с США. Кремль не захотел посылать сигналы, которые могли бы быть интерпретированы как изменение курса. Не произошло никаких изменений, и мы можем ожидать только каких-то промежуточных шагов — например, смены премьер-министра до парламентских выборов осенью 2021 года.
— Новый президентский срок стартовал с ожесточенных споров вокруг пенсионной реформы…
— Об этом серьезном проекте было объявлено в конце весны. Пенсионная реформа много проблем в России, как и в большинстве других европейских стран, которые прошли через это. Владимир Путин рискнул задеть интересы своего электората, и его рейтинг упал на 20 пунктов, с 80% до 60%, и эти цифры продержались два месяца. Шесть из десяти россиян «в целом» одобряют политику Путина, но при этом нынешнее правительство во главе с премьер-министром Медведевым очень непопулярно. Региональные выборы в сентябре также стали тревожным сигналом, так как в четырех регионах проиграли кандидаты, выдвинутые или поддержанные президентской партией «Единая Россия». Существует определенный износ власти, плохая экономическая ситуация и непопулярная реформа в качестве отягчающего фактора, но даже если есть ощущение, что последний срок пребывания Владимира Путина у власти будет более беспокойным, чем предыдущий, сам режим находится вне опасности.
— А оппозиция?
— Нужно различать парламентскую оппозицию, кооптированную властью, и так называемую «несистемную» оппозицию. Первая в основном представлена членами Коммунистической партии и ЛДПР, националистической партией Жириновского. Несмотря на то, что обе партии критикуют власть, избегая любых нападок на Владимира Путина и его внешнюю политику, они не представляют угрозы для Кремля. Что касается внепарламентской оппозиции, то ее лидер Александр Навальный все еще находится под судебным давлением. Цель власти состоит в том, чтобы запретить ему баллотироваться в президенты в 2024 году. Навальный стремится продолжать свое дело, но эта оппозиция очень разобщена и ее отношение к лидеру не единодушно.
— В каком состоянии находится экономика?
— Показатели экономического роста составляют в этом году 1,6 % et 1,7 %, и эти цифры далеки от задач, поставленных Путиным, поскольку они составляют примерно половину от общемировых темпов роста. Это не катастрофа, но в краткосрочной перспективе не предвидится ни роста, ни движение вперед и, следовательно, модернизации страны. Реальной угрозой является слабый экономический курс. Покупательная способность не растет, потребление падает. Экономическая политика направлена на создание необходимых резервов, чтобы подготовиться к внешним потрясениям, включая новые санкции США. Государственная казна никогда еще не была такой полной, а профицит бюджета достигнет 3% ВВП. Этому способствует хорошая динамика цен на нефть: в бюджет была заложена цена 40 евро за баррель, в то время как она составляет около 60 евро, а после повышения 80. Эта защитная экономическая логика осуществляется за счет реформ.
— А что с военными расходами?
КонтекстЧто опаснее: падение курса рубля или его непостоянство? (Eurasianet)EurasiaNet15.11.2018MDR: Вопреки санкциям рубль чувствует себя хорошоMitteldeutscher Rundfunk19.10.2018Yle: почему финны упорно инвестируют в российский бизнесYle10.12.2018— Они будут стагнировать в номинальном выражении, а в реальности падать, учитывая инфляцию. После войны 2008 года в Грузии произошла модификация и модернизация вооруженных сил, которая достигла пика между 2012 и 2016 годами. Этот цикл подходит к концу. Приоритетами бюджета на ближайшие три года будут здравоохранение и образование, что отвечает высокому социальному спросу.
— Россия, похоже, снова стала ведущим международным игроком…
— Отношения с США остаются основным вопросом на повестке дня, но они чрезвычайно сложны. Из анализа сделанного Кремлем следует, что российский вопрос является заложником политических расчетов в Вашингтоне и в ближайшие месяцы ситуация не изменится. Отношения с Европой стабилизировались. В целом европейцы не выступают за ужесточение санкций против России, но надежды на позитивное изменение тенденции благодаря приходу к власти политических сил, настроенных на сотрудничество с Москвой, пока не воплотились. Связи с Китаем будут продолжать крепнуть, и в 2019 году мы станем свидетелями открытия первого газопровода между двумя странами. Россия также хочет диверсифицировать свои отношения в Азии, например, с Японией. Подписание мирного соглашения между Москвой и Токио станет вероятным сценарием. На данный момент Сирия является не основной темой России. Москва достигла своих основных военных целей, но их сложно трансформировать в политические успехи.
— Что с Украиной?
— Ситуация заблокирована и может еще больше ухудшиться. Украина вступает в избирательный период с президентскими выборами в марте и парламентскими выборами в октябре. Некоторые политические лидеры, особенно президент Порошенко, хотят прибегнуть к эскалации напряженности, надеясь, что это поможет им остаться у власти. Мы видели пример с военно-морскими инцидентами в Азовском море и инструментализацией религиозного вопроса. Мы должны подготовиться к третьей газовой войне в следующем году, поскольку срок действия контракта на транзит газа истекает в конце 2019 года, и вряд ли к этому времени будет достигнута договоренность. Что касается Донбасса, то Минские соглашения находятся в тупике.
— В каком состоянии находятся отношения между Россией и Францией?
— В экономическом плане — товарооборот увеличился на 25%, также все хорошо в культурной и академической сферах. В политике не все так гладко. Приезды Макрона на Петербургский форум и чемпионата мира по футболу, способствовали достижениям, например, в области кибербезопасности. Но были и шаги назад, связанные с делом Скрипаля и с российским присутствием в ЦАР, что вызывает большое беспокойство французских властей.
Источник: