Владение автоматом Калашникова, прыжки с парашютом, патриотические песни: в течение двух лет детей и подростков, в основном из малообеспеченных семей, готовят к войне. Милитаристская инициатива является частью масштабного плана Москвы: при помощи оружия объединить многочисленные этнические группы.
В небольшом аэропорту Волосово, расположенном в Московской области, из железного ангара выкатывается самолет. Это устаревший «Антонов-2», на котором прошли обучения целые поколения пилотов-любителей, советский биплан, который перевозил десантников во время Второй мировой войны, перебрасывал войска в Афганистан, разбрасывал удобрения на кукурузные поля во времена Хрущева. Дым от двигателей сгущается в ледяном воздухе. На борт поднимается команда подростков от 15 до 18 лет, одетых в военные куртки и с пристегнутыми парашютами, на головах — авиашлемы. Через несколько минут самолет поднимается в небо, и дети прыгают один за другим. Все они являются членами молодежного движения «Юнармия», созданного в июле 2016 года под эгидой Министерства обороны.
Возможности
Организация определяет следующие цели: «С 8 лет воспитывать молодежь в патриотическом духе, знакомить молодых людей с военным наследием отечества, развивать дух коллективизма, поддерживать моральные принципы, свойственные русскому народу, мотивировать и подготовить молодежь к несению военной службы». «Юнармия» привлекает ребят в свои ряды, организовывая в школах внеклассные занятия.
Приземлившись, подростки умело складывают свои парашюты. «Для них это уже не первый прыжок», — с гордостью говорит их инструктор Константин. Он не считает, что это милитаризм или идеологическая обработка. «Это шанс для этих ребят. Шанс выбраться из дома, открыть для себя вещи, которые они не смогли бы узнать в другом месте», — объясняет он.
Все члены движения — настоящие энтузиасты. На счету Андрея, светловолосого шестнадцатилетнего паренька, уже десяток прыжков с парашютом. Без «Юнармии» он не смог бы заниматься парашютизмом. Дело в том, что эти молодые люди в основной массе не относятся к привилегированным классам крупных российских городов, и эта организация дает им возможность досуга и обучения: экстремальные виды спорта, оказание первой помощи, раскрытие профессиональных навыков (журналистика, аэронавтика, аудиовизуальные эффекты). Это распространено на всей территории России — в том числе в Крыму. Сложно утверждать, что «Юнармия» является всего лишь огромным детским оздоровительным лагерем с военным уклоном.
На пределе
7 ноября, в честь юбилея битвы под Москвой в ноябре 1941 года, молодые участники «Юнармии» участвовали в параде, организованном на Красной площади, наряду с солдатами в военной форме тех лет. Каждое 23 февраля, по случаю Дня Защитника Отечества, их тоже приглашают на ежегодный слет в парке Патриот — место отдыха на окраине Москвы, полностью посвященное истории российской армии. В течение всего дня, одетые в бежевую униформу и ярко-красные береты, они слушают выступления министра обороны, встречаются с солдатами, учатся стрелять из Калашникова, и все это на фоне гигантских знамен с изображением. Владимира Путина. Детские хоры громко поют патриотические песни во славу русской армии. «Чтобы любить свою страну, возраст не важен», — говорит Настя, 17 лет.
Параллели между «Юнармией» и российской армией очевидны. Ее члены пользуются льготами для поступления на «военные факультеты» и становятся курсантами. Молодой человек Андрей готовит себя к службе в воздушно-десантных войсках. Для чего нужна эта организация, чей бюджет не раскрывается Москвой? Одними кадровыми потребностями в разгар модернизации не объяснить такой подъем, массово растиражированный национальными СМИ. «Юнармия» нужна не только для того, чтобы поставлять кадры армии: прежде всего она участвует в формировании консервативной идеологической линии, которая играет на руку милитаризму. «Военная доктрина России, принятая в 2016 году, среди вызовов, с которыми сталкивается Россия, называет также потенциальное разделение общества, которым могут воспользоваться враждебные державы. Речь идет о всевозможных цветных революциях», — объясняет Игорь Деланоэ (Igor Delanoë), заместитель директора Франко-российского центра «Обсерво». Такие проекты как «Юнармия», нацелены на укрепление российского общества, а воинственный и патриотический дискурс очень хорошо работает в России«.
КонтекстЗачем Путину «Юнармия»?Daily Mail06.02.2018Почему так важно патриотическое кино в РоссииThe National Interest08.08.2018Решающий момент для путинского молодежного движенияThe Guardian09.12.2011Медведев выступает за «военно-патриотическое воспитание»Le Figaro10.05.2011Он работает еще лучше, чем вся Российская Федерация, с ее 150 национальностями и четырьмя основными религиями, с трудом пытающаяся дать определение национальной идентичности, которая может включать в себя как православных славян, так и буддистов Дальнего Востока и татарских мусульман, не считая этническую мозаику российского Кавказа. Прославление военных успехов способствует объединению этих групп населения. День Победы 9 мая сегодня является «единственным символом, который стирает границы между поколениями, этносами и социальными классами», — говорит Деланоэ. До такой степени, что его празднование иногда напоминает государственную религию, с более масштабными парадами по сравнению с советским временем. Это также удобное решение для примирения противоречивого исторического наследия современной России: Российской империи и Советского Союза.
Такие организации, как основанное в 2012 году указом президента Путина «Российское военно-историческое общество», отмечают победу над Наполеоном в 1812 году и победу над нацистской Германией в 1945 году. И официальный дискурс превращает «вежливых людей» из Крыма или российские экспедиционные войска в Сирии в своих наследников. Таким образом, части современной армии, названные в честь битв Второй мировой войны, сосуществуют с полками, носящими имена времен императорской эпохи. Даже Православная Церковь, преследуемая в советское время, теперь идет бок о бок с российской армией.
Министерство культуры, со своей стороны, щедро субсидирует национальные блокбастеры, посвященные Второй мировой войне: «Битва за Севастополь» в 2015 году, «28 панфиловцев» в 2016 году, «Несокрушимый», в то время как французско-британской картине «Смерть Сталина» было отказано в прокатном удостоверении в России под предлогом того, что в фильме представлен плохой образы героев Великой Отечественной войны. Результат такой пропаганды: если в 2010 году, по данным опроса ФОМ, только 22% граждан считали профессию солдата престижной, то в 2018 году, цифра составила 60%. Количество членов «Юнармии» увеличилось с 26 000 в 2016 году до более чем 230 000 в мае 2018 года.
Источник: