1 января, когда вся страна встречала Новый год, сильные порывы ветра оборвали линию электропередач, питающую расположенный в лесу поселок Нежново. В течение нескольких дней тысячи людей оставались без электроснабжения, оказавшись один на один с суровыми погодными условиями Балтики. Всего в 30 км от Ленинградской АЭС, чьи реакторы аналогичны реакторам Чернобыльской АЭС, большинство домов отапливается электричеством. Жители остались без воды, потому что из-за мороза полопались трубы, а электрические насосы замерзли.
Кто-то смог уехал в город. 6 января ситуация ухудшилась из-за сильного снегопада, из-за которого деревья падали на линии электропередач. Лес представляет собой удручающее зрелище: повсюду можно увидеть сломанные или согнутые под тяжестью снега деревья. Более гибкие деревья образовали арки, погруженные в снег. Поселок остался без электричества на несколько дней подряд.
Устаревшие трансформаторы
«Ленэнерго», государственный поставщик электроэнергии, запустил одну или две передвижные электростанции между деревнями, обеспечивая электричеством поселок в течение нескольких часов. Из-за погодных условий и так уже устаревшие трансформаторы часто ломаются, нестабильное напряжение скачет и из-за этого электрооборудование жителей выходит из строя.
Сорок два дня спустя ситуация не изменилась. Роман Кучеров, деревенский староста из Пятчино, взывает о помощи, поскольку ситуация продолжает ухудшаться: «У меня больше нет топлива для моего генератора, дорога стала непроходимой. Нам нужна гуманитарная помощь и топливо!» Он беседует с журналистом в своем доме, обогреваемом традиционной русской печью и камином. Два дня назад, когда он чистил снег, на него упало дерево и сломало ему левую ключицу.
«Никому нет дела до общего блага»
«К счастью, сейчас у меня живет мой друг. Без него я бы один не справился: надо рубить дрова и постоянно убирать снег. Мы также должны помогать пожилым людям». Он навещает соседа, 72-летнего Леонида Павловича, бывшего инженера-атомщика. «То, что мы видим, является результатом дикого капитализма», — заявил он. — Все приватизировано, и никому нет дела до общего блага. Для «Ленэнерго» слишком дорого заниматься расчисткой линии электропередач. Они сокращают персонал и поручают эту задачу сомнительным субподрядчикам».
«Ленэнерго» отказался отвечать на вопросы журналистов и ограничился уклончивым объяснением. «Вот так они и мне отвечают», — говорит Роман. Он показывает линию, питающую район через лес. «Траншея шириной 5 метров между деревьями высотой 10 метров. Их ветки падают на линию. И так на протяжении 20 километров. Все должно было быть очищено летом, а теперь, с таким количеством снега, это невозможно».
«Огромный ущерб»
Проблемы также связаны с сетевой структурой. Расширение близлежащего песчаного карьера перекрыло бывшую главную дорогу в поселок. Вместо того чтобы тянуть новую линию на 2 км, сеть предпочла использовать старую устаревшую вторичную линию, которая сейчас отключена. «Вместо небольших инвестиций мы получаем огромный ущерб», — возмущается староста, который борется с властями, чтобы получить дизель и генератор.
КонтекстСочи: в надежде укротить снегThe New York Times05.12.2013В Москве снег выпадает каждый год, и каждый год становится сюрпризомThe Guardian18.10.2011NetEase: снегопады мирового масштаба! Как русские выживают в Сибири?NetEase30.12.2018«Большинство жителей опускают руки и терпят». Как его соседи Никита и Рита, молодая пара с двумя маленькими дочками, которые живут в Пятчино с 2013 года. «Тут большая проблема найти работу. Это очень сложно. Я должен растапливать снег, чтобы получить воду и без передышки рубить дрова. Но такова жизнь, нет смысла протестовать», — говорит Никита.
По словам старосты, в январе в поселке оставалось 350 человек. За рулем своего внедорожника он едет в соседний дачный кооператив «Корвет», чтобы узнать последние новости от своих товарищей по несчастью. Но его машина застряла в снегу, не доехав до пункта назначения. «Мы находимся в осадном положении», — говорит он, используя русское слово «блокада», имея в виду блокаду Ленинграда нацистами, которая привела к гибели миллионов советских людей.
«Я работаю, а не участвую в заговорах»
«Это настоящая катастрофа! Мы просидели 313 часов без электричества в январе. Ущерб колоссален, и многие не могут с этим справиться, особенно пенсионеры», — говорит Анна Куртагина, председатель «Корвета». Она болеет, но сидит перед компьютером, и постоянно отвечает на звонки. «Эта болезнь началась на фоне стресса. Многие критикуют меня, думая, что я ничего не предпринимаю».
Ее прямая осанка и твердый голос выдают человека, который привык отдавать команды. Она вызывает раздражение не только у местных властей, «которые меня не слушали, а я предупреждала об опасности обрыва линий электропередач в течение двух лет», но и «противников, которые только и делают, что меня критикуют. Это как во всей стране. Я поддерживаю власть и работаю вместо того, чтобы готовить новую революцию!» Она оптимистично надеется, что обрывы будут продолжаться только в течение февраля, но при этом убеждена, что власти решат проблему не раньше весны.
«Выселить людей из поселка, чтобы присвоить его себе»
Алексей Красин не так оптимистичен. Староста деревни Заозерье подозревает, что из-за политических и финансовых интересов власти «намеренно стремятся выселить людей из поселка, чтобы присвоить его себе». Он говорит по телефону с журналистом, лежа в больнице, где он восстанавливается после операции на позвоночнике. Из-за вынужденной физической нагрузки у него открылась старая травма. Он пишет жалобы во все региональные инстанции, грозя уголовным преследованием. «В противном случае я бы никогда не получил генератор. Они меня боятся, потому что знают, что я пойду до конца. Только такими методами можно бороться с бюрократами».
Источник: