Активный участник европейских дебатов экономист Тома Пикетти (Thomas Piketty) представляет совместно с большой группой европейских интеллектуалов, ученых и политиков проект договора и бюджета для реформирования ЕС. Подписавшие его деятели (в основном, представители левых сил) стремятся доказать, что, несмотря на активную критику и подъем популистской волны, Европа все еще может быть синонимом прогресса для всех. Их предложения нацелены на формирование более демократических институтов (благодаря суверенной Европейской ассамблее) и превращение Европы в настоящую державу с бюджетом вчетверо большим, чем сейчас. Он должен составлять 4% ВВП и финансироваться из европейских налогов на доходы предприятий, состоятельных граждан, имущество и выбросы углекислого газа. Помимо работы экономистов и историков коллектив также опирается на множество юристов, которые внесли свой вклад в проект договора. Манифест и все предложения доступны на сайте Tdem.eu.
«Мы, европейские граждане разных взглядов и из разных стран, обращаемся сегодня с призывом к глубоким преобразованиям европейских институтов и политики. Этот манифест содержит конкретные предложения, в частности проект договора о демократизации и проект бюджета, которые могут быть приняты и реализованы желающими того государствами при том, что ни какая другая страна не сможет помешать тем, кто хочет продвигаться вперед. Наша инициатива нацелена на участие и открыта для всех европейских граждан, которые признают себя в ней. Наш проект доступен в сети и может быть подхвачен и улучшен любыми политическими движениями.
После Брексита и избрания антиевропейских правительств в некоторых странах-членах нельзя пытаться идти вперед так же, как было раньше. Нельзя довольствоваться ожиданием будущих выходов и расформирований, не меняя ничего в основах современной Европы.
Наш континент сегодня оказался в тисках между популистскими движениями, единственная цель которых — изгнать мигрантов и беженцев, что они уже начали реализовывать. И партиями, которые называют себя европейскими, но, по факту продолжают считать, что чистый либерализм и всеобщая конкуренция (государств, предприятий, регионов, людей) достаточны для политического проекта, не осознавая, что отсутствие социальных планов подпитывает у людей ощущение того, что их бросили.
Некоторые общественные и политические движения пытаются разорвать этот порочный круг и найти пути для политического, социального и экологического переосмысления Европы.
Дело в том, что после десятилетнего кризиса у нее накопилось много собственных проблем: недостаток структурных инвестиций (особенно в сфере образования и науки), подъем социального неравенства, ускорение потепления климата, миграционный кризис. Им зачастую сложно сформулировать конкретный альтернативный проект, то есть точно описать, как они хотели бы организовать Европу будущего и принятие в ней демократических решений.
Европейская держава
Мы, европейские граждане, представляем этот манифест, договор и точные предложения на всеобщее обозрение. Они несовершенны, однако они существуют: каждый сможет воспользоваться ими и улучшить их по собственному усмотрению.
Они опираются на одно простое убеждение: Европа должна выстроить для своих граждан оригинальную модель равного и устойчивого социального развития, и она сможет убедить людей только в том случае, если отбросит пустые и теоретические обещания.
Европа сможет прийти к примирению с гражданами только в том случае, если предоставит им конкретное доказательство своей способности добиться солидарности между европейцами и обеспечить равный вклад тех, кто выиграл от глобализации, в финансирование государственных ресурсов, в которых сегодня отчаянно нуждается Европа. Другими словами, нужно, чтобы крупные европейские предприятия платили больше среднего и малого бизнеса, а богатые налогоплательщики отдавали меньше более скромных, чего сейчас мы не наблюдаем.
Наши предложения опираются на формирование демократизационного бюджета, который обсуждается и утверждается суверенной европейской ассамблеей. Та в свою очередь предоставит Европе государственную власть, способную одновременно без промедления решать экстренные европейские вопросы и формировать общественные блага в рамках устойчивой и солидарной экономики. Только так можно будет, наконец, реализовать обещание равенства в прогрессе условий жизни и труда, которое было прописано в Римском договоре.
Этот бюджет, если так решит европейская ассамблея, будет финансироваться из четырех главных европейских налогов. Эти конкретные проявления европейской солидарности коснутся прибылей больших компаний, лиц с высокими доходами (более 200 000 евро в год), большого имущества (более миллиона евро) и выбросов углекислого газа (с минимальной ставкой в 30 евро за тонну и ежегодным повышением).
Если этот бюджет будет составлять порядка 4% ВВП, как это предлагаем мы, он сможет профинансировать науку, образование и университеты в Европе, запустить масштабную инвестиционную программу для изменения нашей модели экономического роста, создать условия для приема мигрантов и оказать содействие участникам преобразований. Кроме того, он может предоставить европейским государствам поле для маневра в бюджетной сфере, уменьшив регрессивные сборы, которые давят на трудящихся и потребление.
Сокращение неравенства
Речь идет не о формировании системы переводов, которая бы перенаправляла деньги от более «доблестных» к менее доблестным странам. Проект договора о демократизации открыто говорит об этом и ограничивает 0,1% ВВП разницу между отчислениями каждой страны и полученными ей инвестициями.
Этот порог может быть увеличен при существовании консенсуса на этот счет, однако главное не в этом: в первую очередь необходимо уменьшить неравенство в странах и вложить средства в будущее всех европейцев, начиная с самых молодых, без предпочтений в пользу той или иной страны.
КонтекстLe Figaro: Европа должна выйти из стратегического тупикаLe Figaro30.10.2018FP: Европа разваливается?Foreign Policy16.11.2018Владимир Якунин: Европа пренебрегает волей народов (Le Figaro)Le Figaro26.10.2018El País: Эта беззащитная ЕвропаEl Pais26.09.2018Этот подсчет не должен включать в себя расходы и инвестиции в каждой из стран, которые направлены на достижение общей цели на благо всех, например, для борьбы с потеплением климата. так как демократизационный бюджет позволит финансировать общие европейские средства, которые схожим образом пойдут на пользу всем государствам-членам, он де факто повлечет за собой сближение европейских стран.
Нужно действовать быстро и в то же время вытащить Европу из технократического болота. Для этого мы предлагаем сформировать европейскую ассамблею, которая позволит обсуждать и принимать новые европейские законы вроде демократизационного бюджета без необходимости на первых порах вносить изменения во все европейские соглашения.
Европейская ассамблея, разумеется, сможет вести диалог со всеми существующими ведомствами, которые несут ответственность за процесс принятия решений (в первую очередь, это касается Еврогруппы с ее ежемесячными неформальными собраниями министров финансов стран еврозоны), однако в случае разногласий последнее слово останется за ней.
Это связано с тем, что она предоставляет место для формирования нового транснационального политического пространства, где лидерство, наконец, отойдет партиям, общественным движениям и НКО. Кроме того, это соотносится с ее эффективностью, поскольку она позволит вырвать Европу из трясины межправительственных переговоров.
Не стоит забывать, что действующее в ЕС правило единогласия в налоговой сфере вот уже не первый год блокирует принятие любых европейских налогов и подпитывает движение к фискальному демпингу на благо самых богатых и мобильных. Оно действует по сей день, несмотря на все заявления, и так будет дальше, пока не утвердятся новые правила принятия решений.
Национальные парламентарии и их связи с Европой
Раз у европейской ассамблеи будут полномочия для принятия налогов и рассмотрения ядра демократического, фискального и социального пакта государств-членов, к ней важно подключить национальных и европейских парламентариев.
Предоставив первым центральную роль, мы де факто превратим национальные парламентские выборы в европейские: национальные депутаты больше не смогут дистанцироваться от Брюсселя, и у них не останется иного выбора, кроме как говорить с избирателями о проектах и бюджетах, которые они собираются отстаивать в европейском собрании. Объединив национальных и европейских парламентариев в одной ассамблее, мы сформируем привычки совместного управления, которые пока что существуют только между главами государств и министрами финансов.
Именно поэтому в договоре о демократизации мы говорим, что европейская ассамблея на 80% должна состоять из депутатов национальных парламентов стран-участниц договора (пропорционально населению и политическим группам) и на 20% — из членов нынешнего Европейского парламента (пропорционально политическим группам).
Это предложение нужно подробно обсудить. В частности, наш проект может также работать с меньшей долей национальных депутатов (например, 50%). Тем не менее, если эта доля станет слишком незначительной, европейская ассамблея, как нам кажется, может потерять легитимность в глазах европейских граждан и не увлечь их вперед по пути к новому фискальному и социальному пакту. Кроме того, конфликт демократической легитимности между национальными и европейскими выборами может быстро подорвать этот проект.
Нужно действовать без промедления. Хотя было бы предпочтительно, если бы все страны ЕС быстро подключились к проекту, а четыре ключевых страны еврозоны (на них приходится более 70% ее ВВП и населения) сразу приняли его, он разрабатывался так, чтобы его можно было реализовать в юридическом и экономическом плане любым числом государств.
Это очень важный момент, поскольку он позволяет стремящимся к тому странам и политическим движениям показать решимость в движении вперед с помощью принятия этого договора или его улучшенной формы. Мы призываем всех задуматься о своей ответственности и принять участие в конкретном и конструктивном обсуждении будущего Европы».
Источник: