Неопределенность в глобальной торговле, возникшая из-за напряженности в торговых отношениях между США и Китаем, предоставляет Индии возможность выдвинуться в качестве ключевого игрока. У Индии есть целый ряд преимуществ для этого. Процветающая демократия с молодой рабочей силой, она расположена в стратегически важном регионе и признает важность открытой экономики с сильными государственными институтами. Однако некоторые факторы, играющие ключевую роль в привлечении частных и глобальных инвестиций, все еще не обладают достаточным влиянием. Например, квалификация рабочей силы, качество инфраструктуры, защита прав частной и интеллектуальной собственности, надежность в соблюдении коммерческих контрактов и их своевременное выполнение — все это либо работает слабо, либо вообще отсутствует. Масштабные реформы, вероятно, будут проводиться постепенно и нельзя сказать, что этот процесс будет гладким. Особые экономические зоны, основанные на прочных законодательных и административных институтах, могут сыграть важную роль в трансформации страны.
Эксперимент Индии с особыми экономическими зонами начался с принятия в 2005 году Закона об особой экономической зоне (Special Economic Zone Act). Основная цель этого документа — создать ориентированные на экспорт предприятия внутри особых зон за счет предоставления им специальных условий. Исследования показывают низкую эффективность особых экономических зон, особенно в том, что касается роста инвестиций и количества занятых. Судя по всему, это следствие того закона, который регулирует деятельность особых экономических зон. В нем присутствует внутреннее сопротивление по отношению к институциональным и регуляторным изменениям, и в результате подобные зоны превращаются в налоговые гавани для предприятий, ориентированных только на получение прибыли. Для активного роста особых экономических зон Индия должна отложить в сторону подобный подход и заменить его на более целостный с акцентом на верховенство закона, а также на управление, обеспечивающее экономическую свободу.
КонтекстCFR: торговая война Трампа с Китаем делает Россию вновь великойCouncil On Foreign Relations19.12.2018WSJ: вытащит ли G20 США и Китай из болота?The Wall Street Journal30.11.2018Мин Бао: Китай намерен одержать победу над Трампом на выборахМин Бао04.10.2018
Китай экспериментировал с такой моделью в Шэньчжэне, в городе, который в конце 1970-х годов был небольшим рыбацким поселком. Затем Шэньчжэнь стал экспериментальной площадкой для капитализма с гибким управлением и законодательными рамками. Сначала он стал центром экспортной активности, а затем пошел выше по цепочке добавленной стоимости за счет проведения институциональных реформ. Сегодня, в 40-летий юбилей Шэньчжэня, Китай отмечает тот момент, когда в стране был взят курс на реформирование экономики, позволивший вывести ее на траекторию значительного роста.
Еще одним примером функциональной и более широкой особой экономической зоны является Международный финансовый центр Дубая (Dubai International Financial Centre). В этом регионе, где одновременно действует и гражданское право, и законы шариата, Дубай создал общую законодательную рамку, более адаптированную к рыночным процессам. Главные институциональные реформы внутри этой зоны связаны с созданием независимых гражданских и коммерческих судов, надежной системы оказания финансовых услуг, а также получившего всемирное признание арбитражного центра. Все эти институты поддерживаются законодательством, в основу которого положено общее право, охватывающего такие экономические аспекты как контракты, защита данных, прием на работу, банкротство и ценные бумаги.
Гонконг тоже добился успехов в привлечении бизнеса, поскольку он имеет открытую и конкурентную деловую среду, разумную систему регулирования, и все это в дополнение к низкому налогу на доходы корпораций. Благодаря своему статусу Специального административного региона (Special Administrative Region) — сначала внутри Соединенного Королевства, а теперь как часть Китая — он смог сформулировать такую монетарную и финансовую политику, которая способствует развитию предпринимательства и росту рынка, как это и указано в его Конституции.
Эта идея получила развитие и в области индийской политики. Арвинд Панагария (Arvind Panagariya), бывший вице-президент NITI Aayog, Национального института преобразования Индии, выступал за создание подобных зон в прибрежных областях для развития рынка рабочей силы и экспорта. Подобные зоны могут стать испытательными площадками для реализации пилотных проектов в области рыночных реформ. Они должны иметь предсказуемые, ясные и разумные нормы, дружественную по отношению к бизнесу регуляторную среду, стимулы для иностранных и внутренних инвестиций, систему быстрого разрешения споров по контрактам, земельную реформу, включая, среди прочего, облегченное регулирование, а также обучение в области технологий и инноваций.
Проведение масштабных реформ, опирающихся на экономическую свободу и верховенство закона, не только обеспечит более быстрое развитие, рост экономики и увеличение экспорта, но также создаст рабочие места и поможет в борьбе с бедностью. Значительный объем рабочей силы позволяет Индии захватить рынок более крупных фирм, покидающих Китай в поисках новых экономических площадок и более «зеленой» экономической окружающей среды. Правительство должно принять в этом деле активное участие и обеспечить поддержку, однако такого рода зоны должны обладать институциональной и экономической автономией. Изменение роли правительства, правительственных служб и государственных чиновников будет играть ключевую роль в процессе реализации потенциала особых экономических зон в области экономического роста.
Тиназ Мистри и Аванти Дурани — сотрудники исследовательского центра IDFC.
Источник: