Санкт-Петербург: Россия остро нуждается в популярных артистах, подобных финскому рэперу Чику (Cheek), который открыто заявил о своем биполярном расстройстве.
Наверное, тогда бы лучший друг Егора Хмеля, 37-летнего владельца рекламного агентства из Санкт-Петербурга, понял его гораздо лучше. Хмель попытался рассказать другу о своем маниакально-депрессивном психозе, то есть биполярном расстройстве.
«Он сразу же испугался. Подумал, что человек с маникальным расстройством — это кто-то такой, кто бегает в маске с ножом. Я пытался объяснить, что я не изменился, но ему было тяжело это понять», ‒ рассказывает Хмель у себя дома, в микрорайоне на севере Санкт-Петербурга, застроенном многоэтажными домами.
После этого случая Хмель решил молчать. Этот шаг соответствует общей линии, которой придерживается российское общество в вопросах расстройств психического здоровья. О них не принято говорить.
«Пока россиянам очень тяжело принять различные психические отклонения. С диагнозом ты сразу же становишься изгоем», ‒ объясняет Хмель.
Пока тяжело представить, что самый известный артист России мог бы признаться в наличии у себя психического заболевания, а депутат — в депрессии.
В Санкт-Петербурге Хмель, по крайней мере, не один. По информации Министерства здравоохранения России, именно в Санкт-Петербурге живет больше всего людей, страдающих от психических расстройств.
Здесь, во всяком случае, можно говорить о психических заболеваниях чуть более открыто, и помощи предлагается больше, чем в сельской местности.
КонтекстНе надо бороться с депрессиейМайнити симбун18.02.2018Депрессия зависит от наших геновL’Espresso04.02.2018Депрессия и заговор фармацевтовT2403.09.2017Расслабьтесь!Helsingin Sanomat22.07.2017
И все же в 2017 году психические расстройства были обнаружены только у 1340 пациентов. Этот показатель в городе с пятью миллионами жителей кажется очень низким. Однако это больше, чем где-либо еще в России, пишет интернет-газета «Доктор Питер», основываясь на данных доклада Министерства здравоохранения.
Значительная часть случаев психических расстройств не попадет в официальную российскую статистику, поскольку граждане с такими заболеваниями редко обращаются за помощью к врачу.
Депрессию, подавленность и другие психические расстройства чаще всего скрывают, поскольку их стыдятся или не признают. Заболевания часто оставляют без лечения.
Например, россияне практически не прибегают к терапии. Лишь 1% россиян обращаются в тяжелых жизненных ситуациях к психологу или записываются на прием к психотерапевту, сообщается в исследовании Всероссийского центра изучения общественного мнения ВЦИОМ.
Просьба оказать психологическую помощь может расцениваться как признак слабости, а для россиянина «слабый человек» ‒ худшая характеристика.
«Согласно русской православной этике, человек может выстоять и вытерпеть что угодно. Ни в коем случае нельзя признавать, что ты слаб и не можешь самостоятельно идти дальше», ‒ объясняет автор научной литературы и IT-инженер Антон Зайниев у себя дома в Санкт-Петербурге.
«У нас редко проявляют сочувствие к себе. Слабости надо скрывать за силой и твердостью. Если тебе это не удается, то это значит, что ты проиграл. У нас нет примеров, когда неудача или слабости принимались бы обществом», ‒ добавляет автор научной литературы и журналист Дарья Варламова по Скайпу из своего дома в Москве.
32-летняя Варламова и 31-летний Зайниев вместе учились в Высшей школе экономики. Они хорошо разбираются в духовном мире русских и вместе написали книгу о расстройствах психического здоровья.
Книга «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города» изначально предназначалась только для московской аудитории.
Книга для массового читателя по теме психического здоровья пользуется спросом. За два года вышло несколько изданий, и этот справочник можно приобрести даже в небольших городах Урала. В 2017 году эта книга выиграла премию «Просветитель», одну из важнейших литературных премий в России.
Идея написать книгу возникла у Варламовой и Зайниева, когда они заметили дефицит информации в этой области. Друзья заболели примерно в одно и то же время: у Варламовой было биполярное расстройство, у Зайниева — депрессия.
«Психические нарушения в России — это ярлык», — говорит Варламова.
«Разговоры об этом не приветствуются. Поэтому болеть тяжело. Это тяжело и для близких заболевшего, поскольку они не знают, как помочь. Как следствие ‒ некачественное лечение, поскольку пациенты не знают, что им нужно требовать от врача», ‒ продолжает Зайниев.
К психиатрам относятся с недоверием. Одна из причин связана с временами Советского Союза, когда психиатрию использовали как способ наказания инакомыслящих.
Критикам советской системы ставили психиатрические диагнозы, самым распространенным из которых была вялотекущая шизофрения — диагноз, введенный в оборот в Советском Союзе. Инакомыслящий мог попасть как в тюрьму, так и в психиатрическую больницу.
«Россияне не доверяют психиатрам и боятся их диагнозов. Эти диагнозы считают самыми страшными», ‒ говорит Варламова.
Советское прошлое по-прежнему напоминает о себе. В России на приемах у врачей чаще ставят шизофрению чем, например, депрессию.
«В России часто диагностируют шизофрению ошибочно. Человеку, находящемуся в глубокой депрессии, могут поставить диагноз шизофрении. Эти заболевания лечат по-разному, и лечение шизофрении у пациента с депрессией может только усугубить его состояние», ‒ считает Зайниев.
По мнению Зайниева, депрессию в России даже не принято лечить, поскольку люди просто не жалуются на нее.
«К депрессии относятся как к лени. Человека считают бездельником и приказывают ему взбодриться», ‒ отмечает Егор Хмель, испытывающий регулярные приступы депрессии.
Хмель живет с биполярным расстройством уже четыре года. Депрессивное состояние сменяется гиперактивной манией.
Из-за болезни он бросил учебу в ВУЗе. Потом он стал предпринимателем, чтобы в случае необходимости менять свой рабочий график.
Постепенно Хмель научился относиться к своей болезни как к аллергии или диабету. Ему помогает жена, еженедельная психотерапия, групповая терапия и четыре разных вида лекарств, которые нужно принимать ежедневно. Свое лечение Хмель оплачивает самостоятельно.
Самый значительный эффект оказала групповая терапия, которая началась два месяца назад.
«Все равно, что они там говорят. Для меня самое важное — видеть людей, которые живут с этим. У них есть семьи, обычная работа, и они живут гармоничной жизнью. Получается, я такой не один. Эта мысль спасает».
Факты
В Финляндии расстройства психического здоровья распознают лучше, чем в России
Случаи расстройства психического здоровья очень распространены. У пятой части финнов есть психические расстройства.
Новые случаи психических заболеваний ежегодно выявляются у 1,5% финнов.
К самым типичным психическим расстройствам относят депрессию. В течение жизни она проявляется у каждого пятого финна.
Биполярное расстройство наблюдается у 1% населения Финляндии. Обычно оно появляется в период с 15 до 35 лет.
Источники: Центральный союз психического здоровья Финляндии, медицинское издание «Дуодецим» (Duodecim), Национальный институт здравоохранения и социального обеспечения Финляндии (THL)
Источник: