Несмотря на то, что в мире и без того не хватает геополитических конфликтов, так теперь еще вновь разгорелась дискуссия о газопроводе «Северный поток — 2». После последнего обострения конфликта между Россией и Украиной политики из партии Зеленых и ХДС давят на федеральное правительство, чтобы то остановило проект. В выходные дни Польша сделала демонстративное заявление о том, что построит новый газопровод и сделает главную ставку на норвежский газ. Мы объясним, почему газопровод «Северный поток — 2» с экономической и политической точек зрения имеет для Европы центральное значение.
Что вообще представляет собой «Северный поток — 2»?
Это газопровод длиной 1 200 километров, который планируется проложить по дну Балтийского моря для транспортировки природного газа с берегов Баренцева моря в Грайфсвальд. Согласно сообщениям российских СМИ, 300 километров трассы уже готовы. Данный газопровод — вторая нитка, проходящая параллельно газопроводу «Северный поток — 1», который с конца 2011 года поставляет газ на Запад. В следующем году эта вторая труба должна быть готова.
Кто имеет что-то против проекта?
Критика проекта усиливается. Ее начали правительства Польши, Дании и прибалтийских стран. Потом к ним присоединился президент США Дональд Трамп — он пригрозил санкциями компаниям, участвующим в «Северном потоке — 2». Недавно более 60 депутатов Европейского парламента послали канцлеру Германии Ангеле Меркель (ХДС) письмо с настойчивой просьбой остановить проект.
После конфликта между Россией и Украиной по поводу доступа к Азовскому морю эти требования стали еще настойчивее. В том числе требования Норберта Рёнтгена (Norbert Röttgen/ХДС), председателя внешнеполитического комитета бундестага. Депутат Европарламента Райнхард Бютикофер (Reinhard Bütikofer/ партия Зеленых) подчеркнул в прошлые выходные: если ЕС согласится с «Северным потоком — 2», то Россия получит возможность третировать Украину уже без оглядки на свою европейскую политику. Одно это должно быть достаточной причиной для того, что заявить: Нет, мы в этом участвовать не будем, сказал Бютикофер.
Какое отношение имеет Украина к Балтийскому морю?
Через территорию Украины проходят трубопроводы, важные для снабжения Западной Европы. С одной стороны, пошлины за транзит газа — значимая статья доходов украинского государства. С другой стороны, и сама страна через эти трубопроводы снабжается топливом. Ситуация в Польше аналогичная. Но и Россия зависит от этих трубопроводов, так как торговля газом — один из главных источников доходов ее государственного бюджета.
КонтекстDer Aktionär: сможет ли Трамп заблокировать «Северный поток — 2»?Der Aktionär17.11.2018УНIАН: США считают Украину и ЕС заложниками «Северного потока — 2»ИноСМИ12.11.2018HBL: как строят «Северный поток — 2»Hufvudstadsbladet29.10.2018Сейчас высказываются опасения, что российское правительство через «Северный поток — 2» хочет обезопасить поставки газа клиентам в Западной Европе и соответствующие денежные потоки. Как утверждает политик от партии Зеленых Бютикофер, главная цель России — сделать транспортировку газа через Украину ненужной. Кроме того это даст России возможность усилить давление на Украину, да и на Польшу, угрожая им закрыть газовый кран.
Какую роль при этом играет федеральное правительство?
Федеральное правительство играет ключевую роль в «Северном потоке — 2». Это связано с тем, что Герхард Шрёдер (Gerhard Schröder), бывший федеральный канцлер и бывший глава СДПГ, является председателем наблюдательного совета акционерного общества «Северный поток», которое строит и будет эксплуатировать газопроводы. В проекте участвуют немецкие, нидерландские и французские компании. Но главную роль играет владеющий 51% акций газовый монополист Газпром, тесно связанный с российским правительством.
Критики упрекают федеральное правительство в том, что эти два газопровода усилят зависимость Германии и других стран ЕС от России в сфере газоснабжения. Кроме того они считают, что президент Владимир Путин усилит свое стратегическое влияние на европейские правительства.
Насколько велика эта зависимость на самом деле?
Российский газ покрывает 40% здешней потребности. По самым смелым экспертным оценкам, с введением в строй «Северного потока — 2» эта доля может возрасти до 60%. Большим преимуществом российского газа является то, что он дешевый.
Есть ли другие возможности получать газ?
В настоящее время большое количество газа поступает из Северного моря. Но добыча в этих месторождениях снижается, самыми большими запасами сейчас располагает Норвегия. Одна из альтернатив — использование сжиженного природного газа (СПГ). Его перевозят на судах, возможными поставщиками могли бы быть эмират Катар и США.
Но у Германии нет собственного терминала для перекачки газа с судов. Правда, есть проекты по строительству подобного терминала, но для их реализации потребуются годы. Однако терминалы есть в других странах ЕС (в Польше, Нидерландах, Франции, Бельгии). Но надо учесть, что СПГ значительно дороже трубопроводного газа из России. По данным Федерального союза немецкой промышленности, сжиженный газ из США в Германии неконкурентоспособен.
Как будет развиваться спрос?
Существует целый ряд исследований, предсказывающих значительное повышение спроса. Летучее топливо может уже с середины 2020-х годов стать как минимум на одно десятилетие самым важным источником энергии во всем мире, ведь газ намного более экологичен, чем нефть или уголь. Это значит, что такие страны как Германия, стремящиеся отказаться от угля и перейти на возобновляемые источники энергии, будут испытывать пока повышенную потребность в природном газе. Поэтому от промышленников постоянно раздаются требования, чтобы Германия диверсифицировала свое газоснабжение и тем самым уменьшила зависимость от России.
Как будут теперь развиваться дебаты вокруг «Северного потока»?
В значительной степени это будет зависеть от конфликта на Украине. Но отказ от проекта маловероятен, это привело бы к массированной конфронтации с Россией. Критики «Северного потока» надеются скорее на то, что ЕС получит определенную долю контроля над балтийскими газопроводами, что однако весьма спорно с правовой точки зрения.
Есть ли проекты по строительству газопроводов без российского газа?
В конце прошлой недели дебаты вокруг «Северного потока» были подогреты сообщением о том, что запланированный уже много лет назад проект «Балтийская труба» (Baltic Pipe) все-таки будет реализован: речь идет о новом газопроводе длиной 900 километров, по которому с 2022 году газ через Данию будет поставляться в Польшу. Глава правительства Польши Матеуш Моравецкий (Mateusz Morawiecki) назвал заключение соглашения с Данией «огромным шагом к безопасности и независимости польского энергетического сектора», прежде всего от России.
Но самый невероятный проект был недавно обнародован Израилем. Эта страна собирается разрабатывать месторождения газа в своей прибрежной зоне и в сотрудничестве с ЕС построить газопровод длиной 2100 километров за шесть миллиардов евро. Он пройдет по территориям Кипра и Греции в Италию. Газопровод планируют ввести в эксплуатацию в 2025 году.
Но сначала потребуется провести исследования на предмет реализуемости проекта. При этом на первом месте будет стоять вопрос о его экономичности. Дело в том, что различные расчеты показывают, что из-за расширения использования возобновляемых источников энергии спрос на природный газ с середины 2030-х годов будет постоянно снижаться.
Источник: