В среду российский президент Владимир Путин приказал объявить чрезвычайную ситуацию в регионе Таймыр, что возле Северного Ледовитого океана, сделав это после того, как с местной ТЭЦ в окружающую почву и в близлежащую реку вылилось 20 000 тонн дизельного топлива. Авария произошла в сибирском городе Норильске в пятницу 29 мая, когда топливный резервуар ТЭЦ обрушился в оттаявшую вечную мерзлоту, а его содержимое вылилось наружу. Дизельное топливо намного токсичнее, чем сырая нефть, а это значит, что ликвидаторам разлива и окружающей экосистеме грозит большая опасность.
В разговоре с Путиным губернатор региона Александр Усс признал, что власти отреагировали на ситуацию лишь спустя два дня после инцидента. Он заявил, что специалисты поначалу уверяли его в отсутствии какой-либо угрозы заражения. «И только после появления тревожащей информации в социальных сетях и настойчивых вопросов соответствующим должностным лицам утром в воскресенье была выяснена реальная картина происшедшего», — сказал губернатор. Глава Министерства по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев подтвердил, что его ведомство узнало об аварии лишь 31 мая.
Путин во время транслировавшегося по телевидению совещания раскритиковал собственников норильской ТЭЦ за запоздалую реакцию на чрезвычайное происшествие. «Почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей, что ли? У вас там все в порядке со здоровьем?» — спросил Путин руководителя Норильско-Таймырской энергетической компании Сергея Липина, сделав ему необычайно строгое внушение.
После совещания Путин дал указание правоохранительным органам провести расследование и выяснить, почему информация об аварии поступила с задержкой.
Министерство природных ресурсов заявило, что региональные власти не смогут самостоятельно ликвидировать разлив в Норильске, и что им потребуется помощь Министерства по чрезвычайным ситуациям с подключением военных. Вскоре после этого Путин заявил, что будет оказана федеральная поддержка.КонтекстCNN: Путин объявил чрезвычайную ситуацию в НорильскеCNN04.06.2020Time: Путина потрясло, что об аварии в Норильске узнали из соцсетейTime05.06.2020
Что касается последствий для окружающей среды, то первоначальные оценки довольно мрачные. Концентрация нефтяных загрязнителей в воде в окрестностях Норильска в десятки тысяч раз превышает предельно допустимые нормы, о чем сообщила руководитель Росприроднадзора (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования). На сегодня длина разлива топлива составляет 20 километров, а неокончательная сумма ущерба — 13 миллионов долларов. Говоря о ликвидации разлива, власти отмечают, что полностью удалить загрязнение можно только сжиганием топлива или его естественным испарением. Оба варианта поистине ужасны для хрупкой экосистемы Арктики. Между тем, в районе ТЭЦ собрано в целом 262 тонны дизтоплива, 800 кубометров загрязненного грунта вывезено, и примерно 80 тонн разлившегося топлива собрано на реке Амбарной.
«Гринпис» называет аварию в Норильске самым крупным разливом за всю историю Арктики, сравнивая ее с происшествием на танкере «Эксон Валдиз», из которого в 1989 году у побережья Аляски вылилось 287 000 метрических тонн нефти. Конечно, в Норильске разлив намного меньше, но из-за места происшествия и токсичности содержимого ущерб для окружающей среды может быть невероятно огромен.
Таяние вечной мерзлоты, которое стало причиной обрушения опорных балок резервуара с топливом, это тревожное и широко распространенное явление в самых холодных регионах мира. Земля теплеет, замороженная почва начинает оттаивать, грунт превращается в непролазную грязь и вызывает разрушения построенной на нем инфраструктуры. Из-за таяния вечной мерзлоты в атмосферу уходит огромное количество газа метана, который улавливает тепло и тем самым ускоряет процесс глобального потепления. По словам экспертов, к концу века исчезнет примерно 6,5 миллиона квадратных километров вечной мерзлоты (40% от общего количества).
Россия, до недавнего времени скептически относившаяся к прогнозам о глобальном потеплении, сегодня на себе испытывает, что в будущем ей могут принести климатические изменения. Сегодня в опасности десятки тысяч километров дорог и трубопроводов, проложенных по всей Арктике. У Москвы нет технических возможностей, технологий и средств для сохранения жизненно важной инфраструктуры и защиты окружающей среды.
Катастрофа в Норильске сулит мрачное будущее самой крупной в мире арктической державе.
Источник: