После окончания вооруженных столкновений в Сирии российские компании начали реализовывать контракты и инвестиционные соглашения, подписанные с правительством Сирии, особенно в области разведки нефтяных и газовых месторождений в сирийских территориальных водах Средиземного моря.
За прошедшие месяцы Россия и сирийский режим неоднократно делали заявления о начале проведения разведки сирийских газовых месторождений. А 6 июля 2018 года Министерство энергетики России сообщило, что компании «Зарубежнефть», «Зарубежгеология», «СТГ-инжиниринг» и «Технопромэкспорт» начали геологоразведочные работы для изучения наземных и морских энергетических ресурсов Сирии.
В ноябре 2018 года министр нефти и минеральных ресурсов Сирии Али Ганем заявил, что Сирия начнет геологоразведку месторождений нефти и газа на суше и на шельфе в начале 2019 года. «В долгосрочной перспективе до 2033 необходимо реализовать план по добыче, бурению, разведке и доступу к желаемым районам, будь то суше или на море», — сообщил кабинет министров Сирии.
Со своей стороны, глава подконтрольного России Крыма Сергей Аксенов заявил о возможности отправки морских буровых платформ компании «Черноморнефтегаз» к берегам Сирии, способных бурить на любой глубине.
Цифры без точного изучения
Россия ведет разведку без точных данных о запасах газа в сирийских территориальных водах. Однако некоторые исследовательские центры делают предположения о сирийских нефтегазовых запасах. В мае 2017 года Исследовательский центр Фирил в Берлине в своем докладе «Сирия занимает третье место среди нефтегазодобывающих стран» сообщил, что запасы сирийского газа составляют 28 триллионов кубометров.
Министр нефти Али Ганем заявил, что морской газовый сектор — это многообещающая отрасль, а запасы составляют 250 миллиардов кубометров газа.
Эксперт в области нефти и минеральных ресурсов Абдул-Кадир аль-Алаф заявил, что цифры пока неточны, поскольку не подтверждены геологическими исследованиями и представляют не что иное, как элемент пропаганды сирийского режима и продвижение проекта по восстановлению Сирии.
Сирийские территориальные воды расположены в Левантийском бассейне, который тянется от палестинского побережья и Ливана до Латакии в Сирии. На шельфе Средиземного моря обнаружены огромные запасы газа, крупнейшие из которых находятся в месторождении «Зохр» у берегов Египта и «Левиафан» у берегов Израиля. Запасы каждого месторождения оцениваются в 30 триллионов кубических футов, т.е. примерно 84миллиарда кубометров.
КонтекстАмерика и Россия начали игру в покер на сирийский газČeská Pozice13.03.2018The Conversation: После вывода войск новой силой в Сирии может стать вооруженный Кремлем «Газпром»The Conversation20.09.2018
Однако сирийский экономический аналитик Сократ аль-Алоу заявил, что, по мнению геологов, у Сирии меньше всего морских газовых запасов, поэтому, когда сирийский режим предлагал контракты на разведку газа в 2013 году, ни одна иностранная компания не откликнулась, за исключением российской, которая подписала инвестиционный контракт на 25 лет в случае обнаружения газа.
Аль-Алоу рассказал, что крупнейший газовый бассейн в Средиземноморье находится на суше в районе, простирающемся от Дейр-Атия в Каламуне до Аль-Касталь в Хомсе, который известен как бассейн «Альдо». Министерство нефти Сирии объявило об открытии месторождений в 2009 году, но их разработка была приостановлена из-за сирийской революции.
Бывший министр нефти и минеральных ресурсов Сирии Суфиан Аллав в августе 2011 года заявил, что запасы газа в районе «Альдо» оцениваются в 47 миллиардов кубометров. Глава сирийского правительства Имад Хамис в мае 2017 года анонсировал проект «Газ к северу от Дамаска». Он включает в себя разведку и добычу газа в районе Кара, а также бурение нескольких скважин: «Кара-1» с суточной добычей в 450 тысяч кубометров и «Кара-3» с суточной добычей до 400 тысяч кубометров.
Россия заключила энергетическим контракты с Сирией в обмен на помощь сирийскому режиму и получила фактически весь газ и другие ресурсы в рамках соглашений сроком на 50 лет, подписанных президентом Сирии Башаром Асадом. Таким образом, Россия отодвинула на второй план Иран и захватила сирийские ресурсы (газ, нефть и фосфаты) в рамках долгосрочных контрактов. Следует отметить, что она будет инвестировать в сирийские газовые месторождения 10-15 лет в обмен на 25% добычи.
Конфликт стран. Россия играет роль полицейского
Активность России в сирийских территориальных водах совпадает с превращением Средиземноморского бассейна в регион конкуренции и конфликта между странами по поводу существующего газового богатства. Споры ведутся между Турцией, Египтом, Кипром, Ливаном и Израилем, который до сих пор считается государством-бенефициаром. По словам аль-Алафа, Египет будет экспортировать газ из Израиля в течение десяти лет. Сделка оценивается в 15 миллиардов долларов. А Кипр, Греция и Италия решили проложить совместный газопровод по дну Средиземного моря.
Существует спор между Турцией и Кипром по поводу газа, обнаруженного в водах турецкого северного Кипра. Анкара отправила корабль «Фатих-1» в октябре прошлого года для начала разведки, а также угрожала пресечь любые попытки перехватить корабль.
Также существует конфликт между Израилем, Ливаном и ХАМАС в палестинской Газе из-за месторождений «Марн-1» и «Марин-1», которые расположены вблизи морской границы между сектором Газа и Израилем. В свою очередь, Египет предсказывает газовый конфликт в Восточном Средиземноморье из-за отсутствия сирийского режима и передачи газового файла России.
Министр нефти и минеральных ресурсов Али Ганем выразил опасения по поводу будущих разногласий с соседними странами в газовых месторождениях. Он заявил, что могут быть проблемы, но необходимо использовать дипломатические каналы для разрешения любых споров.
Со своей стороны, аль-Алоу заявил, что Россия может сыграть в регионе роль полицейского и маэстро, который управляет инвестициями и реализует свои интересы. Он добавил, что Россия обладает самыми большими запасами газа в мире и обеспечивает 41% потребления Европы. Любой другой поставщик газа в Европу из Средиземноморья будет вызывать беспокойство у президента Владимира Путина, поэтому любой проект такого рода будет пресекаться, только если Россия не будет участвовать в нем в качестве партнера.
Аль-Алоу считает, что России удалось закрыть средиземноморский фронт и пресечь поставки газа в Европу благодаря своему военному присутствию, а также она смогла проложить путь для стран Персидского залива и Ирана через сирийские газопроводы. Нынешняя роль России заключается в сохранении хороших отношений с Израилем, координации вопросов безопасности между израильскими и российскими компаниями, заключающие инвестиционные контракты. И тот, кто контролирует Сирию, контролирует Ливан. Таким образом, Восточное Средиземноморье стало театром военных действий для России, где она исполняет главную роль.
Источник: