Еще шесть лет. Николас Мадуро в четверг формально вступил в должность президента Венесуэлы на период до 2025 года.
Церемония инаугурации, проходившая в Верховном суде, стала своеобразным посланием всему миру, направленным на то, чтобы попытаться ослабить массовое международное неприятие правления Мадуро. Глава государства настаивает на легитимности своего переизбрания в стране, увязшей в экономическом кризисе, которая никак не желает покончить с наследием Чавеса. Мадуро пошел на этот шаг, бросив тем самым вызов США, Евросоюзу и большинству правительств Латинской Америки, которые отказываются признавать законность состоявшихся президентских выборов. Он укрепляет связи с Китаем, Россией, Турцией, стремится заручиться поддержкой Мексики.
КонтекстEl Mundo: будет ли развернута российская авиабаза в Каракасе?El Mundo19.12.2018Analítica: альянс Путина и МадуроAnalitica17.12.2018ABC: Мадуро ищет союзников, чтобы навсегда остаться у властиABC.es18.12.2018«Мир больше, чем США и их сателлиты, и этот мир представлен здесь», — заявил Мадуро, обращаясь к 50 иностранным делегациям, прибывшим в Каракас для участия в церемонии. Среди присутствовавших, в частности, были вице-президент Турции Фуат Октай (Fuat Oktay), министр сельского хозяйства КНР Хань Чанфу, заместитель Председателя Совета Федерации Российской Федерации Ильяс Умаханов. К политической и экономической поддержке этих стран следует добавить идеологическую близость четырех латиноамериканских лидеров, аплодировавших выступлению Мадуро: президента Боливии Эво Моралеса, президента Кубы Мигеля Диаса-Канеля, президента Сальвадора Сальвадора Санчеса Серена и президента Никарагуа Даниэля Ортегу.
На церемонии инаугурации Мадуро не было ни одного представителя США, Евросоюза и соседних стран. Тем не менее, он отметил поддержку Лопеса Обрадора и даже воскликнул «Да здравствует Мексика!», чтобы таким отблагодарить эту страну за то, что неделю назад она отказалась присоединиться к санкциям, введенным Лимской группой, в которую входят Колумбия, Аргентина, Канада, Чили и Перу. Венесуэльский президент, чье присутствие на вступлении в должность Лопеса Обрадора месяц назад вызвало неоднозначную реакцию, все же сделал этот жест, хотя правительство Мексики прислало на его инаугурацию всего лишь поверенного в делах своего посольства.
Ему, прежде всего, нужно было показать, что он не одинок. «Уже сформировался новый мир, который не желает подчиняться имперскому диктату, гегемонии одного государства и его сателлитов. Народ решил быть свободным, независимым и противостоять империализму, чего бы это ни стоило», — подчеркнул Мадуро. Выступление сопровождалось обычными обвинениями и рассуждениями о внешних врагах.
«В Европе к нам хорошо относятся народы, общественные движения, желтые жилеты», — сказал он, рассуждая о предполагаемой «волне европейских инвесторов». Но тут же пригрозил: «Уважай Венесуэлу, Евросоюз, или история рано или поздно призовет тебя к ответу, старая европейская олигархия». Мадуро вновь объявил врагами администрацию Дональда Трампа, вновь избранного президента Бразилии, ультраконсерватора Жаира Болсонару и президента Колумбии Ивана Дуке. В соседнюю страну перебрались более одного из трех миллионов венесуэльцев, которые, согласно ООН, намерены покинуть страну. Столь беспрецедентного исхода Латинская Америка еще не знала.
Пока венесуэльский президент выступал, Организация американских государств 19 голосами «за», 6 «против» и 8 «воздержавшимися» приняла решение «не признавать легитимность второго президентского срока режима Николаса Мадуро, который начинается 10 января 2019 года». «Народ Венесуэлы не одинок, мы продолжаем работать ради того, чтобы восстановить демократию, права и свободы для всех», — с оптимизмом заявил генеральный секретарь ОАГ Луис Альмагро (Luis Almagro). С подобными заявлениями выступили ведущие мировые державы, начиная с США.
Тем не менее, пытаясь парировать обвинения, венесуэльский президент попросил «мировое сообщество войти в положение» и изложил свое видение событий, начиная с 2017 года, когда кризис государственной власти достиг своей наивысшей точки после роспуска Национальной ассамблеи, в которой большинство мест принадлежало оппозиции, и созывом Учредительного собрания, в котором оппозиция не представлена вообще.
Именно по этой причине вступление в должность проходило в суде, а не в Национальной ассамблее, как это предписывает Конституция страны. Все дело в том, что Национальная ассамблея была объявлена вне закона, ее для правительства просто не существует.
Защищаясь, Мадуро использовал целый набор красивых слов: «мир», «диалог», часто употреблял слово «демократия», добавляя к ней такие определения как «представительная», «широкая», «создаваемая». Происходящие избирательные процессы и повседневная жизнь миллионов венесуэльцев, когда исполняется 20 лет со дня первой победы Чавеса, свидетельствуют о грубом нарушении прав и значительном ухудшении условий жизни в стране.
Майские выборы, которые прошли без участия основных оппозиционных сил — сейчас они обезглавлены, разобщены и загнаны в подполье —, уже тогда вызывали вопросы, поскольку не подкреплялись гарантиями, четко прописанными правилами игры и присутствием независимых международных наблюдателей. Мадуро открыто обвинил США в попытке бойкотировать эти выборы, в ходе которых был установлен исторический рекорд неявки избирателей: более 50%.
«Мы находимся в состоянии экономической войны. В понедельник я объявлю целый пакет экономических мер», — заявил Мадуро, пытаясь оправдать дефицит и нищету. А тем временем, миллионам венесуэльцев приходится как-то выживать в условиях неуправляемой гиперинфляции и минимальной зарплаты, едва достигающей пяти долларов в месяц.
Источник: