«Так плохо, как сейчас, по-моему, еще не было», — говорит Марина Перешивайло. Блокада Азовского моря, где Россия уже больше недели задерживает украинские корабли, коснулась Марины непосредственно. «Мне кажется, что мы на грани гибели», — добавляет она с грустью.
Так же считает большая часть ее семьи и знакомых, которые работают в мариупольском порту.
От СССР до конфликта с Россией
Марина работает в порту уже более 30 лет и не хочет менять место работы. Она пришла сюда еще во времена Советского Союза, пережила объявление независимости Украины и две революции.
После начала войны на Донбассе Марина пережила обстрел города пророссийскими сепаратистами. Но тяжелее всего, по ее мнению, были последние недели.
С воскресенья 25 ноября, когда российский спецназ открыл огонь по украинским морякам, протаранил один из их кораблей и задержал 24 моряка за мнимое нарушение российской границы, Марина Перешивайло, как и более трех тысяч ее коллег, живут с вопросом «Что теперь будет с портом?». Для экономики города и региона в целом он играет ключевую роль.
КонтекстDenník N: ничего нового, военное положение тут уже давноDenníkN03.12.2018The Times: кремлевский мост потопил украинскую торговлюThe Times04.12.2018Parlamentní listy: это все падающий рейтинг Путина виноват!Parlamentní listy03.12.2018
Водный транспорт до сих пор оставался самым дешевым и доступным, но теперь все в корне изменилось.
«Если суда будут стоять, а товар некому будет погрузить и отправить, то нашему порту, который живет за счет судоходства, придет конец», — опасается Марина Перешивайло.
Неладное они заподозрили уже в апреле этого года. По договору, заключенному между Россией и Украиной, акватория Азовского моря общая, и корабли обеих стран имеют право свободно в нем плавать. При этом у каждой из сторон есть право на периодические проверки.
Но, по словам Перешивайло, Россия стала злоупотреблять своими правами. «Вместо нескольких часов, как раньше, на это почему-то уходили целые дни», — рассказывает она с озабоченным видом.
Следствие войны: вместо угля — зерно
В городе, как и в других десяти приграничных и приморских регионах, действует военное положение. Но в почти полумиллионном Мариуполе особых изменений не видно. Военные охраняют блок-посты между городами и селами. В порт продолжают приходить нагруженные составы, но у берега почти нет кораблей. Мореходная жизнь в самом мелком море на свете замерла.
А ведь порт играет важнейшую роль как для города, так и для крупных металлургических предприятий, принадлежащих Ринату Ахметову. Но дело не только в бизнесе самого богатого украинского олигарха, которому из-за войны с сепаратистами, пользующимися открытой поддержкой Москвы, пришлось покинуть Донецк. Захват Донецка и Луганска пророссийскими силами ощутили и в порту Мариуполя. Но это не значит, что люди сдались.
«С тех пор как началась война на Донбассе и мы потеряли контроль над шахтами и лишились поставок угля, мы стремимся диверсифицировать работу порта. Мы построили новый терминал для зерна и других сельскохозяйственных товаров, типичных для нашего региона. В этом мы видим большой потенциал», — говорит Перешивайло. Правда, есть одно большое но.
«Главное, чтобы не продолжалась российская блокада, чтобы людей, моряков, рыбаков и бизнесменов больше не выгоняли из украинского моря».
По словам Перешивайло, сложность ситуации отражает спад грузооборота в порту. В прошлом году, как рассказала Перешивайло, в год отгружалось 15 миллионов тонн грузов, а сейчас через порт прошло всего шесть миллионов тонн. Усугубил проблемы и новый спорный мост, который россияне построили в оккупированный Крым.
Большие украинские корабли больше не могут пройти через Керченский пролив в Черное море. Изменилось также качество воды и фауны в Азовском море. Керченский мост, которым Россия соединила Крым со своей территорией, не лучшим образом сказался на окружающей среде.
О том, что аннексия полуострова и строительство моста противоречат международному праву, прямо говорит и Европейский Союз.
Путин хочет нас сломить
Гордая уроженка Мариуполя Перешивайло не хочет гадать, что заставило Москву устроить блокаду Азовского моря. «Но можно придерживаться фактов, а они ясно свидетельствуют: Россия объявила нам экономическую блокаду, поставила тем самым под угрозу наш регион и пытается сломить дух местных жителей», — возмущается Перешивайло, надеясь, что по настоянию международного сообщества блокада все-таки прекратится.
Однако пока давление со стороны Запада невелико. НАТО и Европейский Союз призвали Россию освободить моряков и снять блокаду. Вот, собственно, и все.
По мнению экспертов из Института по изучению войн, Запад недооценивает всю серьезность ситуации. Он недостаточно резко осудил задержание украинских моряков, которое, как считают в аналитическом центре, противоречит женевским конвенциям. Также эксперты полагают, что своими действиями Россия проверяла, как Запад отреагирует на российскую агрессию.
«По всей видимости, Россия истолкует слабый ответ на словах как зеленый свет для дальнейшей экспансии на Украине и в других регионах», — полагают эксперты Института.
По их мнению, Россия активизирует военные операции, чтобы продолжить блокаду Азовского моря. В худшем случае Россия может попытаться перейти в наступление, чтобы захватить территории между Крымом и частью Восточной Украины, которую сейчас контролируют сепаратисты, пользующиеся поддержкой Москвы.
Российский политолог Андрей Колесников из московского центра Карнеги дает не очень оптимистичный прогноз. Он предполагает, что Россию вновь преподносят как осаждаемую крепость, чтобы поднять снижающийся рейтинг российского президента Владимира Путина, который не обеспечил россиянам обещанного процветания.
По мнению политолога, украинские моряки могут надолго стать заложниками. «Путин — азартный игрок почти без ограничений. Однако пока это не очень сказывается на настроениях в обществе», — сказал Андрей Колесников.
24 морякам, которых задержал российский спецназ еще на позапрошлой неделе после жестокого обстрела и тарана одного из украинских кораблей, уже предъявлены обвинения. Им вменяют незаконное пересечение российской границы, за что им грозит шесть лет тюрьмы. Пока они пробудут в заключении минимум до 25 января. Призывы мировых лидеров отпустить украинских моряков ни к чему не привели.
Киев утверждает, что это был обычный рейс и никто не заходил в российские территориальные воды. В ответ на первое официальное нападение российской стороны на украинские морские силы Киев ввел военное положение. Согласно сообщению расследовательской группы «Беллингкэт» (Bellingcat), стрельбу по украинским морякам открыли в нейтральных водах.
Украинцы, вероятно, вошли в воды, на которые претендует Россия, но Киев заявляет, что имел на то право по договору от 2003 года.
Источник: