Политический кризис в Венесуэле, обострившийся на прошлой неделе после того, как лидер оппозиции и председатель Национальной Ассамблеи Хуан Гуайдо объявил себя временным президентом, набирает обороты. С тех пор, как это произошло, страны мира поделились на тех, кто поддерживает 35-летнего лидера (США, Канада, Израиль, Бразилия, Колумбия, Аргентина, Эквадор, Чили, Гондурас, Панама и другие латиноамериканские страны), и тех, кто высказался за сохранение режима действующего президента Николаса Мадуро (Россия, Турция, Китай, Мексика, Куба, Боливия, Уругвай, Иран, Греция, Северная Корея). Однако сейчас наиболее активно свою позицию относительно положения дел в Венесуэле выражают Вашингтон и Москва.
КонтекстLa Jornada: что еще США приготовили для Венесуэлы?La Jornada30.01.2019Гуаньча: Мадуро загнан в уголГуаньча29.01.2019WP: ставка Кремля на Венесуэлу висит на волоскеThe Washington Post28.01.2019La Nación: волна консерватизма и напряженность в ВенесуэлеLa Nacion Argentina27.01.2019С одной стороны, на днях министр финансов США Стивен Мнучин и советник по нацбезопасности Джон Болтон на брифинге в Белом доме объявили о введении санкций относительно венесуэльской государственной нефтяной компании «Петролес де Венесуэла» (Petroles de Venezuela, S.A., PdVSA). «PdVSA давно является средством разворовывания, коррупции для венесуэльских чиновников и бизнесменов. Сегодняшнее определение PdVSA поможет предотвратить последующее нецелевое использование венесуэльских активов Мадуро и сохранит эти активы для народа Венесуэлы, которому они принадлежат», — заявил министр финансов Стивен Мнучин, цитирует его Си-эн-эн. В сообщении на сайте минфина отмечается, что эта нефтяная компания является основным источником дохода Венесуэлы и международной валюты, включая доллары и евро. Введенные меры предусматривают, что Венесуэла, как и раньше, будет продавать нефть, однако вырученные деньги будут попадать на заблокированные счета, поэтому правительство во главе с Мадуро не будет иметь к ним доступ. В прошлые выходные Болтон написал в «Твиттере» сообщение, в котором предупредил: «Любое насилие и запугивание против американского дипломатического персонала, демократического лидера Венесуэлы Хуана Гуайдо или самой Национальной ассамблеи будут представлять собой серьезное покушение на верховенство права и будут иметь существенный ответ».
С другой стороны, информагентство «Рейтер» со ссылкой на собственные источники сообщило о том, что якобы в поддержку Мадуро из России были отправлены 400 бойцов частной военной кампании, вероятно, так называемой «группы Вагнера». Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков эту информацию отрицал. В то же время российская «Новая газета» сообщила, что из Москвы в Каракас чартерным рейсом вылетел пустой гражданский самолет «Боинг 777» компании «Нордвинд эйрлайнс». По данным издания, на самолете, рассчитанном на 500 пассажиров, было только два экипажа.
Как пишут СМИ, одной из главных причин обеспокоенности России сейчас является то, что правительство и нефтегазовая компания Роснефть в прошлые годы выделили Венесуэле кредиты на миллиарды долларов, а новое правительство, вероятно, не захочет возвращать одолженные средства. Кроме того, считается, что у Венесуэлы запасы нефти еще больше, чем, например, у Саудовской Аравии, поэтому если нефтяная отрасль Венесуэлы заработает на полную мощность, это приведет к снижению цен на «черное золото», что крайне нежелательно для России, чья экономика зависит от экспорта газа и нефти.
Ультиматум от Европы
Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды, Португалия и Испания между тем ожидают ответа Мадуро на свой ультиматум: если за восемь дней, начиная с 26 января, он не объявит выборы в стране, они официально признают Гуайдо временным президентом.
Тем временем в Венесуэле…
МультимедиаTime: Ту-160 совершили перелет в ВенесуэлуTime11.12.2018Как сообщает «Ассошиэйтид пресс» (AP), самопровозглашенный президент Гуайдо поддержал введение американских санкций, отметив, что единственной их целью является обеспечить, чтобы правительство Мадуро «не продолжало грабить народ Венесуэлы». Также он подписал указ о будущих изменениях в руководстве компании PdVSA и ее дочернего предприятия компании CITGO и разместил соответствующий документ на своей странице в «Твиттере».
Николас Мадуро отверг требование европейцев относительно выборов, заявив, что «никто не может ставить нам ультиматумы». Американские санкции против PdVSA он назвал «преступными», а саму страну обвинил в ограблении нефтяных богатств венесуэльцев, которые принадлежат им по праву, цитирует его слова AP.
По данным AFP, в течение недели протестов в стране 35 человек погибли. 850 — были задержаны.
«Это ход, направленный на запугивание, а не разрушение венесуэльской экономики»
Александра Ковалева, кандидат политических наук, эксперт по политике стран Латинской Америки:
— Введение американских санкций относительно венесуэльской нефтяной государственной компании PdVSA — это акт поддержки даже не в пользу конкретно Гуайдо, который провозгласил себя президентом, а вообще в пользу перехода от режима Мадуро к режиму, который будет более лояльным относительно США и более конструктивным относительно самой Венесуэлы.
Известно, что санкции будут блокировать 7 миллиардов активов венесуэльской компании PdVSA и 11 миллиардов прибылей от экспорта в США в будущий год. Но Соединенные Штаты продолжат получать венесуэльскую нефть, которая уже проплачена и направляется в их страну, как и было заявлено, если венесуэльский народ захочет продавать нефть, то пока на заблокированные счета будут поступать деньги, они продолжат покупать ее. Также не были запрещены отношения между самыми крупными американскими нефтяными компаниями, которые работают в Венесуэле, то есть «Шеврон» (Chevron), «Холлибартон» (Halliburton) и «Шдюмбергер» (Schlumberger). Им было разрешено иметь соглашения с Венесуэлой.
В 2017 году США уже вводили санкции относительно венесуэльской компании, но была немножко другая цель. Это делалось для того, чтобы венесуэльское дочернее нефтяное предприятие CITGO, которое функционирует на территории США, каким-то образом отделить, сделать более независимым от венесуэльской главной компании PdVSA. И это было достигнуто, потому эта компания сейчас не должна понести серьезные потери от американских санкций.
Венесуэльские поставки нефти в США являются жизненно важными для обеих стран. Особенная венесуэльская тяжелая нефть есть в немногих странах мира, и самыми большими добытчиками этой нефти является Венесуэла и Германия. Для США основным источником такой нефти является Венесуэла, потому введение санкций может повлиять и на них. Поэтому я не думаю, что США рассчитывают вводить эти санкции на длительный срок, а надеются таким образом разрешить ситуацию в стране быстро. Такие санкции могут действительно нанести очень серьезные убытки Венесуэле и заставить правительство страны согласиться на то, чтобы отойти от власти и передать ее временному правительству, которое проведет новые выборы.
Венесуэла ежедневно поставляет в США приблизительно 500 тысяч баррелей нефти. Если она это потеряет, для ее экономики это будет очень серьезная проблема. Но насколько я понимаю, целью США является не просто лишить Венесуэлу долларовых поступлений, а перенаправить эти прибыли от действующего правительства к промежуточному, чтобы дать им возможность для маневра.
По-моему, это ход, направленный на запугивание. США прекрасно осознают, что таким образом могут окончательно разрушить венесуэльскую экономику, а им это не нужно. Думаю, что в этот раз действующее правительство Мадуро таки уйдет от власти, и США посодействуют этому. Они понимают, что без американской помощи следующее правительство Венесуэлы не сможет преодолеть экономический кризис, а если экономика будет абсолютно разрушена, то здесь капиталовложения не помогут. Основное для США — это стабильность в стране. Со свержением правительства Мадуро не спешили как раз потому, что он удерживал пропагандистскими лозунгами, даже не американскими, народ от конфликта, и это помогало США стабильно поставлять нефть. Поэтому большинство из того, что происходит сейчас, — для запугивания, нежели для реального разрушения венесуэльской экономики.
Это же можно сказать о намеках на возможность введения американского контингента в Колумбию. В действительности я не думаю, что США будут прибегать к таким мерам, потому что они заинтересованы сохранить хорошие отношения со странами Латинской Америки, а это в любом случае будет вмешательством во внутренние дела этой страны. Единственный вариант, когда американцы смогут ввести куда-то свой контингент, — только если это будет при согласии Организации американских государств или по резолюции ООН.
Однако вся эта эскалация происходит не только из-за венесуэльской нефти, а также из-за того, что РФ явно имеет планы устроить серьезную военную базу на территории Венесуэлы, и бомбардировщики с ядерными боеголовками, которые прибыли в эту страну, являются очень существенным подтверждением в пользу этого. Реакция европейских стран на заседании Совета безопасности ООН, когда они фактически выставили Мадуро ультиматум отойти от власти за 8 дней, связана с их попыткой предотвратить второй Карибский кризис.
Ситуация действительно очень серьезная и в первую очередь связана не с политикой самого Мадуро, а с российским вмешательством, присутствием и попыткой России упрочиться в экономике Венесуэлы и в военном плане.
Мы имеем начало холодной войны между РФ и США. Все эти события стоит рассматривать в первую очередь именно в таком ракурсе. И в этом случае речь не столько о поддержке правительства Мадуро, сколько о том, что Россия пытается показать, что она имеет достаточную мощь для того, чтобы противостоять США на в каком-то смысле их территории — то, что когда-то называли «американским задним двором», то есть сферой безусловного влияния США. Поэтому Вашингтон, в первую очередь, будет делать все для того, чтобы прекратить российское вмешательство и показать, что именно США главенствуют в западном полушарии, что это сфера их единоличных интересов, РФ там абсолютно не желаема, тем более — их ядерные боеголовки, а также показать, что США — основная военная сила в мире, а РФ пока не может настолько конкурировать с ними. Одно дело, когда Россия вмешивается в Сирию, которая более приближена к ней и не является сферой жестких интересов США, а другое — когда затрагивают интересы в западном полушарии. И следует напомнить, что доктрины Рузвельта и Монро все еще функционируют, и США в определенном смысле придерживаются этих принципов.
Источник: