Война на востоке Украины длится уже почти пять лет, и до сих пор нет признаков ее скорого завершения. Более того, в конце ноября обстановка вновь обострилась, когда Россия атаковала в нейтральных водах украинские военные корабли и захватила 24 украинских моряков.
Однако как будет развиваться конфликт в 2019 году? Одним из людей, которые, возможно, знают ответ на этот вопрос, является бывший заместитель руководителя Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ на Украине Александр Хуг (Alexander Hug).
Корреспондент газеты «Бильд» (Bild) встретился со швейцарцем в начале года и задал ему ряд важных вопросов в отношении конфликта.
Бильд: Инцидент 25 ноября в Черном море продемонстрировал, что Россия и Украина по-прежнему фактически находятся в состоянии необъявленной войны. Может быть, ОБСЕ следовало бы расширить границы деятельности ее наблюдательной миссии на украинские прибрежные территории Азовского и Черного морей, чтобы предотвратить подобные инциденты в будущем?
Александр Хуг: Последние события на море вблизи аннексированного полуострова Крым стали продолжением эскалации конфликта между Украиной и Российской Федерацией. Напряженность ситуации в этом районе не является новостью. Украина уже давно жаловалась на проблемы с проходом ее судов в Азовское море, а также с попаданием в порты, в частности, в Мариуполь. Такие инциденты могут легко выйти из-под контроля, если не вести соответствующий диалог. Конфликт на Украине и вокруг нее невозможно решить военным путем. Международное право, действующие соглашения, а также международные организации, такие как ОБСЕ, создают механизмы и платформы для мирного урегулирования таких кризисов. «Бряцание оружием» опасно и может спровоцировать дальнейшую эскалацию.
— Допускает ли мандат СММ вообще наблюдение за ситуацией в этих областях?
— Использование морского пространства регулируется двусторонними соглашениями и международным правом и не упоминается специально в мандате СММ ОБСЕ. Расширение сферы деятельности наблюдателей возможно лишь после соответствующего обсуждения в Постоянном совете ОБСЕ. Для отправки новой миссии в этот район потребовался бы новый мандат. В этой связи надо заметить, что ОБСЕ является организацией, которая опирается на консенсусные решения.
— Позволит ли Россия ОБСЕ отправить своих наблюдателей в Крым?
— КонтекстГлавред: украинцы, отбросьте иллюзииГлавред24.01.2019NI: ОБСЕ может помочь снизить напряженность в Азовском мореThe National Interest06.12.2018Cicero: я понимаю разочарование украинцевCicero09.11.2018Мандат СММ действует на всей территории Украины, в том числе и на территориях, которые Киев в настоящий момент не контролирует. В мандате Крым не упомянут, но как область деятельности наблюдателей он не исключен. В одной из интерпретаций, приложенных к мандату, Россия констатировала, что в Крыму мандат не действует, однако, многие другие страны-участницы смотрят на это иначе — в других приложенных к мандату интерпретациях.
— На востоке Украины 27 декабря началось «рождественское перемирие». Вы уверены, что оно, в отличие от десятка-другого предыдущих перемирий, о которых стороны договаривались после подписания Минских соглашений в феврале 2015 года, будет соблюдаться?
— То, что можно сократить число столкновений на линии соприкосновения, миссия ОБСЕ за последние почти пять лет неоднократно фиксировала в соответствующих документах. Когда стороны высказывались за поддержание уже действовавшего на тот момент перемирия, количество его нарушений существенно сокращалось.
Данная тенденция сохраняется и в ходе этого рождественско-новогоднего перемирия: 29 декабря СММ зарегистрировала около 150 случаев его нарушения — примерно на 80% меньше, чем днем ранее. Так что можно предположить, что были отданы соответствующие приказы, которые, собственно, выполняются — пусть даже в краткосрочной перспективе. Приказы были отданы на основании политических решений. А чтобы перемирие соблюдалось долгосрочно, необходимо больше политической воли.
Источник: