Московский университет, 60-е годы. Пока мы сидели в университетской столовой и как обычно ели картофель и макароны, русские студенты рассказывали нам, что именно знаменитый Гоголь привил им любовь к итальянским макаронам. Мы смеялись и отвечали, что если бы он привёз с собой и другие блюда из Италии, кроме пасты, так было бы лучше для всех нас. Тогда они говорили, что единственное, что заботило Гоголя, это «Мертвые души», а не студенты и их питание, и поэтому мы должны благодарить Бога за то, что он привёз нам хотя бы макароны.
Я помню все эти студенческие разговоры, шутки, слухи и замечания (глубокие!) на факультете филологии (языки и литература) Московского государственного университета о великом русском писателе. Я пишу эту статью о Гоголе в Италии, зная, что согласно источникам по истории русской кухни, макароны появились в России ещё до Гоголя, однако в то время ещё не были столь популярны как часть традиционной русской кухни. Гоголь полюбил итальянскую пасту и пытался приготовить ее для своих друзей, и многие из них писали об этом. Именно по этой причине русские студенты любили говорить об этом, когда мы учились вместе.
Гоголь был большим поклонником Италии. Однажды в одном из своих писем он сравнил ее с небом, когда написал, что тот, кто был на небесах, не захочет на землю и должен попрощаться со всеми остальными землями. Он также писал, что она похожа на солнечный день по сравнению с днем пасмурным. В письмах Гоголя есть множество других отрывков, посвящённых Италии, его любви к ней и восхищению местной красотой, природой. Разумеется, его письма отражают дух писателя, красоту его литературного стиля, содержат оригинальные гиперболы и другие средства выразительности. К примеру, в одном из таких писем он пишет, что хочет полностью превратиться в большой нос, чтобы вдохнуть в себя воздух Италии. Нам не хватит одной статьи, чтобы перечислить все подобные прекрасные отрывки.
Гоголь всегда подчёркивал, что только в Италии он может писать о России. Эта странная, удивительная фраза высечена на памятнике писателю (сидящему в раздумьях) в Риме на русском и итальянском языках. Этот памятник был открыт в 2002 году по случаю 150-летия со дня его смерти и в римском парке.
КонтекстГений русской поэзии в арабском сердцеAl Mada13.05.2018Стихотворение Ахматовой в двух переводахAl Mada28.05.2017
Гоголь прожил в Италии около пяти лет (с 1837 по 1842 год) и очень хорошо говорил, писал и читал по-итальянски. Один из знавших его итальянцев написал о нем: «Среди русских никто не высказывался о Риме так ярко, как «синьор Николо», обитавший в старинных домах Вечного города». В настоящее время на одном из таких домов висит мемориальная доска. Она установлена на уровне второго этажа, где находилась квартира, в которой проживал писатель, надпись на ней сделана на итальянском и русском языках. В этой квартире он писал свои «Мертвые души», и русский царь выделил ему пять тысяч рублей из казны российского государства на проживание в Италии.
Интересный факт: эта мемориальная доска была установлена русской общиной в Риме по ее собственной инициативе. В то время она не имела ничего общего с российским государством. Мемориальная доска была открыта весной 1902 года. Разумеется, она до сих пор висит на улице древнего города и в настоящее время является одной из итальянских достопримечательностей, связанных с Гоголем, которую посещают российские и другие туристы, а также поклонники писателя из всех стран.
Очень важно также уделить немного внимания (ведь мы говорим о Гоголе в Италии) культурной ассоциации, которая была основана в Италии в 2009 году по случаю 200-летия со дня рождения русского писателя. Она получила название — «Премия им. Н.В. Гоголя в Италии», и в ее создание внесли вклад как россияне, так и украинцы, французы и немцы. Благотворительная организация стремится продвигать культурное и духовное наследие писателя в Италии. Ежегодно эту премию присуждают тем, кто способствует развитию российско-итальянского культурного диалога между писателями, переводчиками, исследователями, театралами, кинематографистами и скульпторами двух стран. С момента ее учреждения и до сегодняшнего дня эту награду получили многие итальянские и российские деятели искусства. Церемония вручения проходит в одном из крупнейших театров Рима в присутствии огромной аудитории и и широко освещается российскими и итальянскими СМИ.
Тема Гоголя и Италии очень обширна и глубока. Ей посвящён целый ряд российских книг, в том числе издание середины XIX века в России. Содержащиеся в нем источники включают письма Гоголя, свидетельствующие о его крепких связях с русской общиной. Одним из его адресатов был великий русский художник Иванов, написавший в Италии «Явление Христа народу». Это полотно до сих пор висит в одном из российских музеев и один из тех, кто на ней ждёт появления Христа — сам Гоголь.
Источник: