Вчера премьер-министр Ливана Саад Харири попытался замять скандал в связи с отказом Ливана от российской военной помощи, чтобы выполнить американскую просьбу. Он объявил, что принимает безвозмездную помощь и передаст ее силам внутренней безопасности. Позиция Харири, если его намерения тверды, требует проведения длительных рутинных процедур, однако Москва имеет горький опыт касательно того, как ливанский премьер-министр выполняет свои обещания
Доклад «Аль-Ахбар», опубликованный вчера, о том, что Ливан отказался принять российскую военную помощь для своей армии, вызвал широкую дискуссию в политических и военных кругах касательно того, как это решение отражает внешнюю политику Ливана и влияние американского вмешательства в дела страны в этой области.
Несколько сторон попытались подвергнуть сомнению достоверность информации, представленной в отчете, как сообщило агентство «Рейтерс» (Reuters) вчера вечером, сославшись на источник, который назвала «высокопоставленным должностным лицом». В подтверждение информации, содержащейся в отчете «Аль-Ахбар», чиновник подчеркнул, что отказ ливанцев стал результатом давления со стороны Соединенных Штатов. Агентство также процитировало западных дипломатов, отметивших, что принятие Ливаном военной помощи создаст проблемы в отношениях с Соединенными Штатами и его западными союзниками, тем самым подтвердив настоящие причины, которые побудили официальные власти Ливана так ответить российской стороне и отказаться от ее помощи. Тем временем Бейрут скрывал политические причины отказа и использовал в качестве предлога технический фактор, заявив, что боеприпасы, предоставленные в качестве безвозмездной помощи, несовместимы с вооружением, используемым ливанскими военными, которые отвечают стандартам НАТО, хотя ливанская армия имеет в своём распоряжении тысячи российских автоматов.
Официальных комментариев от властей Ливана в связи с новостями, опубликованными «Аль-Ахбар», не было, и только некоторые лица ограничились тем, что попытались объяснить решение российской стороне неофициально.
КонтекстИзраиль замер. А если «Путин даст добро» и Ливану? (Khorasan)Khorasan26.11.2018Шейху нужен наш «Корнет»Al Modon04.04.2018Нашлись те, кому не нужен наш МиГ-29Ad-Diyar19.12.2017Российские истребители заходят на посадку в Бейруте!Al Mayadeen09.02.2018
Однако то, с какой жадностью международное информационное агентство подхватило новостное сообщение, побудило ливанского премьер-министра Саада Харири опубликовать заявление, в котором отрицается тот факт, что Ливан отказался от российской безвозмездной помощи. Харири отмечает, что российская сторона уведомлена о согласии принять военную помощь, которая будет направлена силам внутренней безопасности при Министерстве внутренних дел Ливана.
Есть информация, что «выход» в передаче помощи от ливанской армии силам внутренней безопасности был найден министром внутренних дел Нухадом аль-Машнуком, однако российская сторона до сих пор не была официально уведомлена о том, что вчера объявил Харири. Москва оказалась в положении, когда поднялась шумиха касательно обсуждения путей выхода из кризиса в отношениях с Россией, включая передачу боеприпасов силам внутренней безопасности.
Передача безвозмездной военной помощи от одной стороны другой требует выполнения долгих бюрократических процедур между Бейрутом и Москвой, а также между Министерством обороны России и другими российскими ведомствами. Если Ливан может получить помощь, как подчеркнул Харири, как ливанская армия может отказаться от неё без соответствующего решения правительства? Почему Харири решает принять или не принять помощь для ливанской армии, а затем о ее передаче любому другому внутреннему ведомству в соответствии с внутренними процедурами вместо того, чтобы выполнить долгий бюрократический процесс между российской и ливанской сторонами?
Решение о замене стороны, которая должна получить безвозмездную военную помощь, требует соответствующего официального запроса от Ливана к правительству России. После утверждения такого решения российским правительством начинается процесс подготовки соглашения о передаче и получении военной помощи. Ливанская сторона готовит документы с обозначением «конечного получателя», которые в апреле прошлого года уже были согласованы между россиянами и ливанцами. При этом военная помощь в виде боеприпасов по-прежнему остаётся в российском военном порту, где ожидает своей отправки в Бейрут.
В то же время кто сказал, что российская армия хочет оказать помощь силам безопасности или любому другому органу вместо ливанской армии? Параметры военного сотрудничества различаются в зависимости от того, кому направляется военная помощь — армии или другому институту.
Со своей стороны осведомлённые российские источники отказались от комментариев, которые могли бы опровергнуть или подтвердить то, что было сказано в заявлении Харири, однако они отметили, что главный вопрос касается не безвозмездной военной помощи, а будущего военного сотрудничества между двумя странами.
Москва имеет горький опыт взаимоотношений с Ливаном по данному вопросу. Уже стало обычным делом, что россияне и ливанцы заключают определённое соглашение в области военного сотрудничества, а затем Соединенные Штаты предпринимают попытки вмешательства, чтобы ливанцы не выполнили свои обязательства. Впервые это произошло в 2008 году, когда ливанцы отказались от российской безвозмездной помощи в виде истребителей, танков и пушек. Во второй раз это случилось, когда Харири пообещал президенту Владимиру Путину принять со стороны России долгосрочный кредит на миллиард долларов на закупку российского оружия, однако передумал и не выполнил свои обязательства. В прошлом году Харири также отказался от своего обещания подписать соглашение о военном сотрудничестве между Ливаном и Россией и начал откладывать решение по данному вопросу вплоть до этого года. В конце концов все привело к тому, что Харири отказался от включения данного пункта в повестку дня на последнем заседании кабинета министров, тем самым не дав министру Якубу Саррафу возможности подписать соглашение.
Источник: