Сейчас ведутся переговоры между США и афганским Талибаном, чтобы завершилась самая продолжительная американская война, начавшаяся с американского вторжения в Афганистан еще в 2001 году. Вчера американский президент Дональд Трамп заявил, что готов вывести войска из Афганистана, если переговоры приведут к договору.
«Впервые они готовы к решению, готовы согласиться на договор. Если это произойдет, мы вернем наших людей домой, — сказал Трамп, обращаясь к народу из Овального кабинета. — Посмотрим, как будут развиваться события. Впервые проводятся столь серьезные переговоры».
Переговоры продолжались шесть дней в Дохе, столице Катара. В Кабуле говорят, что американские представители уверяют их в том, что цель этих переговоров — восстановление мира и вывод иностранных войск.
КонтекстNation: что можно считать «подарком Путину»?The Nation31.01.2019The Hindu: Россия уже говорит с «Талибаном»*, очередь за другими игрокамиThe Hindu21.01.2019Al-Arab: не обожжётся ли Россия в Сирии, как уже обожглась в Афганистане?Al-Arab15.01.2019
Интересные данные привел недавно президент Афганистана Ашраф Гани. По его словам, с 2014 года, то есть с тех пор как он у власти, погибло более 45 тысяч сотрудников афганских служб безопасности, тогда как за тот же период коалиция НАТО под руководством США потеряла «всего 72 человека».
Тот факт, что Гани решил обнародовать эти данные сейчас, некоторых удивил. На то явно есть какая-то причина, ведь информацию он представил общественности, когда в Дохе шли переговоры между представителями Талибана и США. Тем самым президент Афганистана дал понять всем, а, возможно, прежде всего США, что война в Афганистане должна прекратиться. Все понимают, что афганское правительство не в состоянии «объявить мир» — это должны сделать США.
Если цифры, которые привел Гани, верны, то потери значительны: около 30 убитых ежедневно.
Собственно заявление президент сделал в сложный момент для собственной администрации: несколько дней назад талибы напали на центр по подготовке разведчиков, что в 50 километрах от Кабула, и погибло более 40 военнослужащих.
Одной из причин, почему Гани решил вообще огласить эти данные и сделать это именно сейчас, является его желание рассказать всему миру, что на самом деле воюют афганские силы, а коалиция НАТО лишь наблюдает за событиями со стороны, а возможно, и координирует их.
Напомню, что война ведется уже 18-й год, но Талибан по-прежнему контролирует значительную часть территории Афганистана. Афганские войска довольно рассредоточены, и Талибан часто пользуется этим, нападая на изолированные поселения, пункты и базы.
Ни Трамп, ни большинство американских представителей никогда не признает, что Талибан на самом деле чувствует, что военные события развиваются в его пользу, а возможно, на горизонте даже маячит победа. Конечно, вряд ли талибы могут ожидать, что уже скоро снова смогут угрожать крупным городам. Тем не менее удача на их стороне. Поэтому сейчас они соглашаются не переговоры с США, но не с кабульским правительством.
За последние пять лет силы талибов весьма окрепли. Они нападают все чаще и убивают все больше (жертвами зачастую становятся мирные жители; только в 2017 году, по данным ООН, было убито и ранено около ста тысяч мирных жителей). Такие провинции, как Гильменд и Кандагар, где за эти годы погибли сотни американских, британских и других натовских солдат, сейчас контролируют талибы.
В настоящее время в Афганистане находится около 14 тысяч американских солдат, и если их выведут, то нет сомнений, что талибы объявят о победе над Соединенными Штатами, как сделали это когда-то после вывода советских войск из Афганистана в конце 80-х.
Говоря о завершении войны в Афганистане, нельзя не отметить, что упомянутый ранее поверженный игрок, то есть Москва, снова появился на арене. Россия тоже ведет активные переговоры с талибами и, можно сказать, в чем-то даже соревнуется с США, чтобы согласовать завершение войны со своими интересами.
После переговоров в Дохе кое-кто из высокопоставленных лидеров талибского движения прибудет в Россию. Помимо них, в Москве ожидают прибытия и некоторых афганских оппозиционеров. Все они соберутся на совместные переговоры при посредничестве России. Один анонимный российский чиновник так прокомментировал это мероприятие: «В этот щекотливый период афганским властям лучше не присутствовать за столом переговоров».
Второе заседание московского формата консультаций по АфганистануЧто это на самом деле означает? Все предельно ясно: Россия хочет активно участвовать в создании послевоенного Афганистана и уже вытесняет из него американские интересы.
Гани — «американский человек», а Россия сейчас собирает вокруг себя оппозиционных лидеров, в том числе непримиримых критиков нынешнего афганского президента. Так, например, в Москве ожидают бывшего президента Хамида Карзая, который уже несколько раз заявлял, что убежден: именно Россия может сыграть решающую роль в завершении самой продолжительной американской войны. Понятно, что подобные заявления вызывали острую реакцию в Кабуле и Вашингтоне.
Интересно назвать еще некоторые имена тех, кто приедет в Москву на переговоры. Это резкие критики Гани Мохаммед Мохакик, Мухаммед Исмаил Хан и Атта Мохаммед Нур. Все это люди, которые боролись с Советским Союзом во время вторжения в Афганистан, начавшегося в 1979 году и продлившегося десять лет.
Москва не впервые собирает талибов и афганских политиков: предыдущий саммит в Москве прошел совсем недавно — в ноябре прошлого года.
Неназванный американский представитель сказал: «Россия продолжает вмешиваться в американский мирный процесс и политическую ситуацию в Афганистане».
Вадир Сафи, профессор политологии в университете Кабула, прокомментировал ситуацию так: «Россия знает, что правительство Гани привели к власти американцы, и поэтому не придает ему никакого значения».
Некоторые в своих комментариях идут дальше, намного дальше. Сет Джонс из Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies), американского аналитического центра в Вашингтоне, утверждает, что Москва отправляет талибам деньги и оружие и одновременно ведет «пропагандистскую войну против США, распространяя дезинформацию о том, что США поддерживают „Исламское государство»*».
Конечно, пропагандистскую войну ведут обе стороны. Допустим на минуту, что все это правда, тогда Афганистан может стать ареной, на которой участники холодной войны будут бороться друг с другом через террористов! Но кто знает, ведь если учесть, что основная цель геополитики этих сил — стереть друг друга с лица земли, уже мало что удивляет.
Тот факт, что Россия хочет усилить свое влияние в Афганистане, не вызывает удивления. Афганистан граничит с несколькими бывшими советскими республиками, а Россия расценивает эту территорию как свою «зону» так же, как США — Латинскую Америку.
Конечно, нет смысла отдельно говорить о том, что Россия не хочет американского военного присутствия в Афганистане, недалеко от российских границ.
Россия не единственная из тех, кто хочет усилить свое влияние в Афганистане. В этом заинтересованы и монархии Персидского залива, и Иран, и Индия, и Пакистан. Все они предчувствуют, что вскоре, когда американские войска уйдут, может возникнуть вакуум, и поэтому неудивительно, что сейчас они борются за симпатии всех политических и других фракций в Афганистане, конечно, включая Талибан.
Россия «вкралась» в эту игру в последние годы, медленно распространяя свое влияние, так что эти визиты талибов в Москву кому-то могут показаться внезапными (тем, кто не следил внимательно за российскими действиями в Афганистане в последние годы).
Это также означает, что американские неоконсерваторы опять впадут в панику из-за возможного вывода американских войск так же, как они запаниковали, когда Трамп объявил о выходе из Сирии. Они будут говорить, что вывод войск в данный момент приведет к «передаче» Афганистана прямо в руки России. Возможно, они будут правы.
* запрещенная в РФ террористическая организация, прим. ред.
Источник: