Если гигантский «Тигр» был королем, а разрушитель «Пантера» — королевой немецких танков на шахматной доске Второй мировой войны, то пешкой можно смело считать «Панцеркампфваген IV» (Panzerkampfwagen IV). Будучи основой танковых дивизий, эта машина была не самой тяжелой и не самой точной в стрельбе, но ее универсальная конструкция позволяла инженерам Адольфа Гитлера модифицировать ее на протяжении всей войны, расширяя ее возможности. Благодаря этому, этот полезный старожил мог дать отпор большинству соперников на полях сражений несмотря на то, что разработан он был еще в середине тридцатых годов.
Не только конструкция позволила «Панцер IV» противостоять более современным и лучше оснащенным соперникам на протяжении всех лет войны. Отнюдь. Помимо того, что производство этой боевой машины было поставлено на поток, что решало проблему загруженности немецких заводов, она массово использовалась в «Панцерваффе», среди прочего, благодаря опыту экипажей, которые сумели воспользоваться всеми ее преимуществами и свести к минимуму ее слабые стороны. Благодаря тому, что экипаж, вынужденный ютиться в крошечной кабине в течение нескольких недель, превращался в маленькую семью, его члены становились первоклассными стрелками.
Для каждого из них боевая машина была домом. И, несмотря на то, что фильмы типа «Ярость» или «Спасти рядового Райана» возвели «Тигр» на пьедестал почета за его стойкость и огневую мощь (что неоспоримо), не было ничего плохого в том, чтобы сражаться на «Панцер IV». «Преимущество этой боевой машины заключалось в том, что, не обладая особой исключительностью, она надежно служила на протяжении всей войны, прекрасно проявляя себя благодаря своей мобильности, резвости и огневой мощи», — говорит газете «АБС» старший сержант 12-ой бригады «Гуадаррама» сухопутных войск.
МультимедиаТанки Второй мировой войныИноСМИ18.08.2012
Младший лейтенант Анхель Родас согласен с ним: «Было изготовлено около девяти тысяч единиц «Панцер IV». Учитывая масштабы производства, понятно, что он внушал доверие. Это была очень сбалансированная боевая машина». Оба они знают, о чем говорят, потому что, проходя службу в 61-ом танковом полку «Алькасар Толедо», они смогли тщательно изучить один из танков «Панцер IV», который в 1943 году купила испанская армия у Германии и о котором сейчас 12-ая бригада усердно заботится. Эту жемчужину можно увидеть в последнюю субботу каждого месяца на военной базе «Эль Голосо» в Мадриде.
Панорама в 360 градусов
Вы никогда не залезали в боевой танк «Панцер IV»? Если вы не знаете, как во время Второй мировой войны жили экипажи боевых танков, мы приглашаем вас посетить один из танков при помощи этой виртуальной панорамы. Перемещайте картинку мышкой и откройте для себя одну из самых универсальных боевых машин современной военной истории изнутри.
Как утверждают Брайан Перрет и Джим Лорье в своей работе «Средний танк Панцер IV», этот танк появился на свет еще в январе 1934 года, когда «армия представила описание новой боевой машины с ограничением общего веса в 24 тонны». Авторы работы утверждают, что после одобрения чертежей известная компания «Крупп» в 1936 году изготовила первую версию танка, «Аусфюрунг А» (Ausführung А). Однако, по словам танкистов того времени, в частности немецкого командира танка Вильгельма фон Тома, скорее всего это произошло на год позже.
Достоверно известно, что чертеж танка «Панцер IV» был разработан в полной секретности, чтобы избежать ограничений Версальского договора (военные репарации, навязанные немцам после Первой мировой войны, которые в частности запрещали им использование боевых танков). Несмотря на это, получился танк с двумя 7,92-миллиметровыми пулеметами и 75-миллиметровой (короткой) пушкой. К тому же с достойной по тем временам броней: от 30 мм в передней части корпуса, до 8 в самых слабых местах. Все это сопровождалось классической (и любопытной) формой корпуса.
Как вспоминает старший сержант, проверяя танк «Панцер IV» из Танкового музея, когда началась Вторая мировая война, эта машина не была самой распространенной в немецких подразделениях. Эта честь принадлежала ее младшему брату, танку «Панцер I», крошечному устройству весом всего в 5,5 тонн, оборудованному всего двумя пулеметами. Когда впервые сравниваешь их в 12-ой бригаде «Гуадаррама» (где представлен один из немногих «Панцеркампфваген I», которые сохранились до настоящего момента), различия между ними очевидны.
Тем не менее, в крошечном «Панцер I» не было потенциала для значительных усовершенствований. «Одно из величайших преимуществ «Panzer IV» заключается в том, что он был разработан с тем, чтобы его можно было постоянно совершенствовать. Напротив, «Панцер I» имел конструкцию, почти не позволявшую вносить изменения», — отмечает старший сержант. «Панцер I» так хорошо показал себя против большинства танков того времени (от французских «Рено» до советских T-26), что немецкие инженеры вскоре начали разрабатывать «Панцеркампфваген IV».
Преимущества
«Это была единственная боевая машина, которая не снималась с производства от начала и до конца Второй мировой войны», — объясняет Эспадас. В свою очередь, он добавляет, что с тех пор танк только выигрывал от сражений с разными врагами Германии. И всякий раз, когда экипаж находил какой-либо недостаток, о нем немедленно сообщали, его изучали и исправляли. «»Панцер IV» постоянно улучшался благодаря десятилетнему боевому опыту. «Тигр», напротив, не эволюционировал, его конструкция практически не менялась с 1942 года», — говорит старший сержант.
Контекст«Тигр» — непробиваемый фашистский монстрABC.es25.09.2017Ставка на «Тигра» и «Пантеру»Die Welt06.07.2013Stern: Для Т-34 немецкие танки были легкой добычейStern20.09.2018На Курской дуге немцы потеряли и танки, и надеждуReflex07.07.2018Таким образом «Панцер IV» постепенно превратился в один из лучших боевых танков своего времени. Не потому, что был сверхтяжелым или способным внушать страх врагам одним своим видом (другие производили именно такой эффект), а потому, что был универсальным, безотказным и надежным на поле боя. «Его конструкция имела много преимуществ, в частности у него было три отсека на случай отказа системы жизнеобеспечения (что делало его более автономным и долговечным) и дополнительный двигатель (который вращал башню), чтобы в случае, если другие машины не могли прийти на помощь, у него был шанс для автономной работы и возможности уехать», — рассказывает Родас.
В свою очередь, как говорят Родас и Эспадас, башня «Панцер IV» имела особую конструкцию, которая давала преимущество перед советскими танками 1940 года. «Члены экипажа при повороте башни вращались вместе с ней. В T-34/76, например, такое было невозможно», — говорит сержант. По его словам, эта небольшая деталь в долгие часы битвы облегчала работу экипажа.
Мало того, его башня была революционной и по другой причине. «Ее конструкция предполагала возможность размещения трех членов экипажа. Это было жизненно важно, потому что в конце тридцатых годов экипаж танка был в основном из двух человек. Немцы совершили настоящую революцию, когда в башнях «Панцер III» и «Панцер IV» разместились командир, пулеметчик и заряжающий. Таким образом, функция последнего, выполнявшаяся обычно командиром (что перегружало его), перешла другому», — добавляет сержант. Командир этой маленькой семьи теперь мог посвятить себя действительно важному: управлению машиной, наблюдению за врагом, направлению огня и координации экипажа.
Советский враг
Несмотря на все это, путь «Панцер IV» был нелегким. Этот танк прошел крещение огнем после начала операции «Барбаросса» (немецкое вторжение в СССР) в июне 1941 года. И это притом, что в ледяной русской степи ему пришлось меряться силами с более современным и априори гораздо более смертоносным врагом — Т-34/76. «У русского танка были революционные решения, например дизельный двигатель, в то время как остальные были оснащены бензиновыми. Кроме того, его броня была скошенной, что, не увеличивая толщину, давало преимущество при обороне и способность к отскоку снарядов», — добавляет старший сержант.
К тому же у него была 76-миллиметровая пушка, способная пробить броню танка «Панцер IV». Казалось, для немцев игра была уже проиграна с самого начала. Однако, по словам Эспадаса, опыт немецких экипажей, а также их согласованность на поле боя помогли им до появления обновленной модели. «У русских было гораздо больше танков, которые вначале были лучше, но выглядело это как большое стадо. Они атаковали неорганизованно. Немцы, уступая числом, смогли противостоять им благодаря организованности и опыту», — рассказывает Родас.
После знакомства с советскими танками немцы начали разработку новой боевой машины, легендарной «Пантеры», на основе T-34. Первоначально идея заключалась в том, чтобы 45-тонный танк окончательно заменил «Панцер IV» в немецких войсках. Однако он так и не смог сместить этого старичка.
«»Панцер IV» по-прежнему обладал лучшей боеспособностью. Модель была хорошей, и ее можно было сохранять, иногда внося изменения. Кроме того, резкое прекращение производства одной модели и начало производства другой привело бы к остановке промышленности, тогда как, особенно с июня 1941 года, Восточный фронт требовал многих усилий», — добавляет Эспадас.
Все больше и больше нововведений
Основное нововведение состояло в постепенном увеличении толщины брони путем добавления стальных 80-миллиметровых пластин. В свою очередь, была добавлена более длинная пушка, которая, по словам Родоса, «имела более высокую дульную скорость». Модели танка, названные буквами по алфавиту от «А» до «J», продолжали работать во время всей Второй мировой войны. «»Панцер IV» даже выиграл от столкновения с русскими. Поэтому в башне и в корпусе моделей «H» и «G» был противокумулятивный экран (Schürzen). Этот элемент защиты не слишком добавлял танку веса и лучше защищал его от снарядов», — говорит Эспадас.
Больше всего было произведено модели «H», которую можно увидеть в коллекции Танкового музея в Мадриде. «Из восьми тысяч штук «Панцер IV», 3700 были моделью «Н»», — говорит старший сержант. Среди нововведений можно отметить «дополнительные бронированные листы на передней части корпуса и башне», возможность добавления противокумулятивного экрана «Schürzen», хорошая 75-миллиметровая пушка и знаменитый «циммерит». «С 1943 года по сентябрь 1944 года на немецкие танки наносилось покрытием, которое мешало ставить на машины магнитные мины», — говорит Эспадас.
В 1944 году, когда союзники решили открыть второй фронт, «Панцер IV» по-прежнему оставался основой немецких танковых дивизий в Нормандии. К тому времени он уже был заслуженным ветераном, но все еще мог отпугнуть средние и тяжелые танки американских и британских сил. И конечно, он мог уложить на обе лопатки легендарный американский «Шерман» (самый распространенный танк в армии Эйзенхауэра). «Он не мог противостоять M26 «Першинг», «Комете» или ИС-2, но в нужный момент он мог загнать их в тупик», — говорит Эспадас.
Источник: