Золотой хмель. Почему крафтовое пиво всегда дорогое

Лайф разбирался, чем крафтовое пиво отличается от заводского и почему оно стоит в разы дороже.

— Раньше я работал в банке. Деньги тратил на пиво, а потом понял, что это неправильно. Решил делать собственное пиво, которое бы мне нравилось. Плюс захотел на этом зарабатывать. Сначала я помогал открывать пивоварню другим. Затем — в 2010 году — открыл свою. Она, правда, пока одна и небольшая. В планах открыть крошечную пивоварню, на которой будем проводить больше экспериментов, разрабатывать необычные сорта, — рассказывает владелец крафтовой пивоварни Илья Ройтенберг.

От чего зависит цена пива

Как и любой владелец небольшой частной пивоварни, Илья Ройтенберг понимает: его продукт не будет конкурировать по цене с заводским. Но и потребитель у крафта обычно другой. Крупные заводы варят одни и те же сорта по уже устоявшейся технологии. Рецептура не меняется годами, производство поставлено на конвейер. Это одна из причин, по которой себестоимость промышленного производства пива в разы меньше.

Цена на пиво действительно отличается в разы. Бутылка 0,5 промышленного производства будет стоить в магазине 50–70 рублей. При этом за такой же объём крафтового пива придётся заплатить 150–200, а то и 300 рублей.

Небольшие частные пивоварни предлагают покупателю попробовать напитки с новым неординарным вкусом. Их выпускают небольшими партиями. Такие уникальные сорта пива и называют крафтом.

Сам термин "крафтовое пиво" возник в США. Изначально им называли все специальные сорта пива, произведённые небольшими пивоварнями в очень ограниченном объёме. С ростом потребления "крафта" значение этого термина сильно трансформировалось. Сейчас это определение относится преимущественно к необычным сортам и вкусам пива.

К тому же пивоваренные гиганты имеют возможность при огромных объёмах своего производства закупать ингредиенты по низким ценам, снижая себестоимость пива. Крафтовые пивовары не имеют таких ресурсов, и себестоимость пива получается существенно выше. При этом разница во вкусе и качестве очевидна, объясняет директор по продажам сети баров и магазинов "Хмель и солод" Елена Никитина.

Читайте также  Сезонный фактор. Как изменились цены на зимний спорт

— Составляющие цены на пиво — это сырьё, затраты на само производство (аренда, зарплата, коммунальные услуги, вода), налоги и акцизы, упаковочные материалы (кеги или банки и бутылки, а также этикетки), логистика, — пояснила Елена Никитина.

Сейчас купить пивоварню как готовый бизнес можно и за 500 тыс. рублей. При этом средняя цена — 2,5–3 млн. Как отмечают пивовары, за эту сумму можно купить уже бизнес, который будет приносить стабильный доход. Чем больше объёмы производства, тем быстрее окупаются вложения. В том числе и за счёт импорта. Считается, что если открывать пивоварню с нуля и вложить в неё 1,5 млн рублей, то окупиться она сможет примерно за год-полтора.

Отечественное пиво по качеству ничем не уступает зарубежному, а порой и опережает его, — рассказывает пивовар-технолог пивоварни Crafter Александр Поляков. — Российское крафтовое пиво идёт и на импорт. Например, в Китай и Европу. Кстати, крафтовое пиво абсолютно не скоропортящийся продукт. Всё зависит от технологии производства. Есть пиво, которое с выдержкой становится только лучше. Есть сорта, которые могут стоять год-два.

Конкурентоспособность российского пива легко объяснить. Ингредиенты в нём фактически те же самые, что и в европейском. Так, Илья Ройтенберг рассказал, что ему приходится закупать самый дорогой солод из Баварии и чешский хмель. Дрожжи — бельгийские и французские. Для фильтрации воды в пивоварне — американские фильтры.

— Так что мы ещё привязаны и к ситуации на валютном рынке, — объяснил Илья Ройтенберг. — Всё же импортное. Это касается и бутылок, и этикеток.

Как устроено производство крафта

Как говорят пивовары, среди городов по популярности крафтового пива лидируют Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург и Пенза. Правда, границы потребления уже давно стёрты. Многие производители поставляют крафт не только в свой регион, но и по всей стране.

Читайте также  Рубль набрал силу. Будет ли новое падение курса

По словам Елены Никитиной, общая технология варки крафтового пива не отличается от варки традиционных сортов. Для каждого вида есть свои сроки приготовления и выбраживания: классический лагер готов примерно через месяц, а некоторые имперские стауты выдерживаются в бочках из-под виски или других напитков по году и более.

— Крафтовое производство очень специфично. Чтобы его создать, требуется большой опыт и умение ориентироваться в специфике отрасли. Именно поэтому многие сегодняшние крафтовики пришли в этот бизнес, имея за плечами опыт работы в больших компаниях. Они во многом вовлечены в кооперацию с большими пивоварами, поскольку получают возможность учиться у них качественной работе с ингредиентами, выверенным технологическим процессом и сохранением стабильности отличного вкуса в каждой варке, — пояснили Лайфу в пресс-службе пивоваренной компании "Балтика".

По данным Елены Никитиной, на крафт приходится от трёх до пяти процентов пивного рынка. А вот в компании "Балтика" заявили, что категория крафтов и специалитетов занимает около семи процентов на рынке, демонстрируя положительную динамику в объёмном и стоимостном выражении. При этом 90 процентов всего крафта — это тёмные и пшеничные сорта.

Автор:

Яна Недомолкина

Источник: life.ru

Криптовалютный остров