Одной из ключевых тем завершившегося на прошлой неделе во Владивостоке Восточного экономического форума стали перспективы развития сотрудничества Южной Кореи и Калининградской области в сфере судостроения и судоремонта.
Переговоры на эту тему стали продолжением целенаправленной работы регионального правительства по формированию условий для создания совместных производств на территории Калининградской области.
В начале сентября во время визита делегации южнокорейских судостроителей в янтарный край представитель профильного объединения компаний заявил о заинтересованности в создании в одном из калининградских портов филиала южнокорейского логистического кластера.
Создание совместных предприятий, создание и развитие судостроительного кластера — один из восьми приоритетов промышленной политики Калининградской области на период 2018-2030 годов. Среди них также янтарная, автомобилестроительная, химическая, IT, мебельная, инжиниринговая, аграрная отрасли и высокотехнологичное машиностроение.
В данный момент в области насчитывается более 30 компаний, занимающихся строительством, ремонтом и обслуживанием судов. Среди них: прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», 33-й судоремонтный завод, Светловское предприятие «ЭРА», ряд частных верфей и инжиниринговых компаний (СРП «Преголь», «Ушаковские верфи», Baltmotorservice, «Маритим Калининград», Балтимпро, ООО «Морские технологии», «Фишеринг сервис»). Каждое из указанных предприятий предлагает заказчикам уникальные технологические решения, высокий уровень сервиса.
В целом по оценке регионального правительства сейчас перед отраслью стоят стратегические проблемы использования устаревших технологических решений и оборудования, с чем связаны высокие показатели производственной себестоимости, материалов и энергоемкости, длительные сроки строительства и ремонта кораблей и судов, низкая производительность труда; зависимость от государственного оборонного заказа и проектов в области военно-технического сотрудничества; отсутствие специализированных предприятий по выпуску комплектующих изделий для кораблей, судов.
Для их решения правительство области намерено до 2030 года реализовать следующий комплекс мероприятий:
- выполнить программу по техническому перевооружению и ремонту достроечных набережных с заменой устаревшего оборудования ПСЗ «Янтарь»;способствовать освоению современных технологий, оборудования и материалов;повысить удельный вес продукции гражданского назначения: рыбопромысловых судов, судов и морской техники для освоения Арктики и добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе;наладить производство комплектующих изделий, в том числе судовых энергетических установок;создать и обеспечить развитие судостроительного кластера;построить на базе Прибалтийского судостроительного завода компактверфь.
Однако комплекс этих мероприятий может быть осуществлен лишь при слаженном взаимодействии регионального правительства, институтов развития и представителей индустрии.
Так, до конца года при поддержке министерства по промышленной политике должен быть создан первый в регионе судостроительный кластер. Войти в состав его соучредителей намерены 15 ведущих судостроительных и судоремонтных предприятий региона. После регистрации кластера его участники смогут претендовать на получение льгот и субсидий из федерального и регионального бюджетов.
Максимальный размер субсидии составляет от 25 до 50 процентов всех расходов на реализацию проекта, в зависимости от уровня кооперации участников кластера.
Создание кластера — лишь один из шагов по развитию судостроительной и судоремонтной отраслей. Этому же будет способствовать и международная кооперация, использование преференций калининградской ОЭЗ, поиск новых заказчиков из смежных рыболовецких и туристических сфер на отечественных и зарубежных рынках.
Источник: