Потеря герметичности клапанной крышки и двигателя автомобиля — это распространённая поломка, которая требует незамедлительного ремонта. Если в охлаждающей жидкости появились заметные подтёки масла, необходимо проводить диагностику и восстанавливать силовой агрегат. Зная все признаки пробитой прокладки ГБЦ, можно руками определить неисправность и предупредить серьезные поломки двигателя автомобиля.
Содержание
- Головка блока цилиндровОсновные разновидности прокладокПричины неисправностейСимптомы пробоя и прогоранияРемонт двигателя
Головка блока цилиндров
Головка цилиндров — это прочная алюминиевая крышка мотора, которая располагается над поршнями и камерами сгорания. Изготавливается она из сверхпрочного металла, устойчивого к экстремально высоким температурам. Между цилиндрами и ГБЦ находится прокладка, которая обеспечивает герметичность силового агрегата. При ее прогорании появляется пробой изолятора, существенно снижаются мощностные характеристики, вплоть до полного выхода из строя мотора.
Повреждение ГБЦ возможно по следующим причинам:
- перегрев мотора;заводской брак;нещадная эксплуатация авто.
Форма головки блока цилиндров может существенно различаться в зависимости от типа двигателя, рядной или V-образной конструкции, рабочего объёма силового агрегата и других параметров. Основное назначение такой детали — это контроль процесса сгорания топливовоздушной смеси и последующий вывод в коллектор отработанных газов. В головке имеются специальные углубления и многочисленные каналы водяной и масляной рубашки, что позволяет обеспечить смазку и охлаждение двигателя.
В прошлом блоки цилиндров изготавливались из чугуна, однако они не отличались прочностью, часто деформировались под воздействием высоких температур, что приводило к необходимости выполнения дорогостоящего ремонта. На современных автомобилях применяются алюминиевые ГБЦ, которые одновременно имеют легкий вес, устойчивы к термической деформации, что позволяет обеспечить надежность и беспроблемность эксплуатации силового агрегата.
Основные разновидности прокладок
Прокладки головки блока цилиндров изготавливаются из армированного паронита с прочной стальной окантовкой или из тонкого листового металла. Изолятор герметизирует камеры сгорания и каналы системы охлаждения, по которым циркулирует антифриз. Физический износ прокладки и существенные температурные нагрузки приводят к ее повреждению, что нарушает работу двигателя, в камеру сгорания попадает масло и охлаждающая жидкость. Мотор начинает сильно дымить сизым выхлопом, а в скором времени из строя выходит поршневая группа, что приводит к необходимости капитального ремонта.
Сегодня в продаже имеются оригиналы и дубликаты прокладок ГБЦ, выполненные из паронита и металла. Каждый такой материал характеризуется своими плюсами и минусами. В последние годы большинство автопроизводителей используют металлические прокладки, которые отличаются прочностью, имеют доступную стоимость, надёжны и устойчивы к высоким температурам.
Преимущества металлических прокладок ГБЦ:
- отличная прочность;устойчивость к износу;доступная стоимость.
Преимуществом паронитовых прокладок является гибкость этого материала, что позволяет изолятору, даже при наличии небольших термических деформаций блока цилиндров или головки, плотно прилегать к поверхности, обеспечивая правильную работу двигателя автомобиля. Однако этот материал не столь прочен и устойчив к критическим температурам, поэтому на машинах с турбированными и высокофорсированными моторами использовать паронитовые прокладки не рекомендуется.
Самый лучший бортовой компьютер для автомобиля
Причины неисправностей
Основной причиной проблем с прокладкой ГБЦ является перегрев двигателя, что приводит к прогоранию металлических элементов. При неисправностях системы охлаждения температура мотора существенно увеличивается, в результате чего появляется термическая деформация головки блока. В местах вздутия прокладки снижается прочность пластины, что, в конечном счёте, проводит к пробою и необходимости выполнения дорогостоящего ремонта силового агрегата.
Также причиной пробоя и прогорания прокладки может являться деформация плоскости, прилегающей к блоку. Чаще всего подобное отмечается с ГБЦ, выполненными из алюминия. С чугунными моторами головка не плывет, а покрывается трещинами, что в последующем потребует шлифовки на специальном сверхточном координатном станке. Такой ремонт будет иметь крайне высокую стоимость, поэтому автовладельцу нужно следить за состоянием системы охлаждения, не допуская перегрева двигателя.
В редких случаях проблемы с металлической прокладкой возникают по причине неправильной затяжки болтов головки. Может теряться прижимное усилие, что приводит к резкому увеличению температуры и пробою пластин. Чтобы избежать подобного необходимо отдавать машину в сервис и ремонт исключительно к опытным мастерам, которые выполняют затяжку болтов на ГБЦ с помощью специального динамометрического ключа. Такое приспособление позволяет контролировать усилие, прикладываемое к фиксаторам при их закручивании.
Часто проблемы с прокладками клапанных крышек возникают по причине их плохого качества. В целях экономии при восстановлении мотора используются не оригинальные запчасти, а дешевые дубликаты. Их ресурс составляет лишь несколько тысяч километров, после чего появляется прогорание и пробой пластины, что вынуждает вновь вскрывать двигатель и выполнять ремонт агрегатов. Чтобы избежать подобных проблем, при восстановлении мотора следует использовать исключительно оригинальные запчасти, что позволит гарантировать качество проведённой работы и отсутствие критических поломок.
Симптомы пробоя и прогорания
Опасность представляет не только сам прогар и пробой прокладок головки блока двигателя, но и возможные поломки мотора, которые возникают по причине перегрева и поступления в камеру сгорания масла с антифризом. Поэтому автовладельцу, определив первые признаки пробоя прокладки ГБЦ, необходимо обращаться в соответствующие мастерские за диагностикой, вскрытием и ремонтом агрегата.
При потере герметичности окантовки камеры сгорания отмечается резкое увеличение рабочей температура двигателя, что подтверждается соответствующей индикацией на панели приборов. В систему охлаждения попадают горячие газы, что нагревает антифриз, приводя к бурному пузырению в бачке. Часто при подобных проблемах крышка радиатора или пробка расширителя взрывается, а мотор закипает.
При пробое прокладки происходит смешивание топлива, антифриза и моторной смазки. В расширительном бачке охлаждения появляются заметные масляные пятна, выхлопные газы приобретают характерный сизый оттенок. При наличии таких проблем необходимо не только вскрывать двигатель и менять прокладку, но и выполнять дорогостоящую промывку радиатора.
При повреждении прокладки в районе одного из цилиндров происходит смешивание топлива с антифризом и маслом. Это приводит к неправильному сгоранию смеси, двигатель начинает троить, возникает заметная детонация. Часто при такой неисправности симптомы могут проявляться во время запуска холодного двигателя, а по мере разогрева мотора дрожь пропадает, агрегат начинает работать ровно, без каких-либо признаков проблем с прокладкой ГБЦ.
Виниловые наклейки на авто улучшат внешний вид машины
Определить имеющиеся неисправности двигателя можно по внешнему виду отработанных газов. Если из глушителя выходит сизый или белый дым с характерным масляным запахом, то это свидетельствует о разрыве каналов в рубашке охлаждения, антифриз из которых попадает в камеру сгорания. При наличии таких симптомов в обязательном порядке проверяют уровень жидкости, давление в системе, после чего требуется скрывать двигатель и выполнять его диагностику.
Ремонт двигателя
Если вскрытие мотора показало, что прогорела прокладка ГБЦ, то ремонт заключается в замене поврежденной пластины. Для такой работы необходимо использовать оригинальные запчасти, а затяжку болтов крепления проводят с помощью динамометрического ключа. Мастер должен осмотреть все прилегающие поверхности, чтобы исключить их растрескивание и термическую деформацию. В последнем случае ремонт затруднен, так как требуется менять блок цилиндров или саму ГБЦ.
Если голову блока цилиндров повело от перегрева, часто выкрутить болты не представляется возможным. Их высверливают, внутри посадочного отверстия наносят новую резьбу, что позволяет провести восстановительные работы и обеспечить полную герметизацию мотора. Использовать повреждённые болты для затяжки ГБЦ запрещается, так как в последующем появляется перекос, прокладку часто пробивает, после чего требуется вновь вскрывать двигатель. В новых моторах используются одноразовые болты, которые после пробоя пластины выкручиваются и заменяются новым крепежом.
При нарушении плоскости головки блока необходима ее шлифовка на специальных станках. Такая работа отличается трудоемкостью и имеет соответствующую стоимость. После шлифовки ГБЦ необходимо использовать специальные прокладки, которые подбираются индивидуально, в зависимости от толщины снятого слоя. В последующем восстановительные работы и эксплуатация автомобиля затруднена, поэтому многие мастера рекомендуют не пытаться отремонтировать деформированную голову двигателя, а менять ее на новую или целую качественную б/у запчасть.
Самостоятельная замена прокладки возможна лишь в том случае, если автовладелец имеет соответствующий практический опыт работы. Потребуется точно определить неисправности, так как признаки прогоревшей прокладки ГБЦ аналогичны проблемам с впрыском и высоковольтными катушками.
Для работы потребуются следующие инструменты:
- динамометрический ключ;специальная линейка с минимальной шкалой;мелкоабразивная наждачка;графитовая смазка;чистая ветошь.
С помощью мерной линейки можно проверить наличие зазоров величиной от одного миллиметра. Устраняют минимальные повреждения шлифовкой ГБЦ абразивной шкуркой. Новую прокладку следует смазать графитовой смазкой, что предупреждает в последующем ее пригорание к блоку цилиндров и упрощает выполняемый ремонт. Затягивать болты крепления необходимо в полном соответствии с указанием автопроизводителя, поэтому перед тем, как приступать к работе, следует изучить инструкцию или техническую документацию к автомобилю.
Источник: