Российская мультипликация надеется на новый взлет: на помощь приходят дядя Федор, пес и кот (Yle, Финляндия)

«Союзмультфильм», известный советскими мультфильмами, сейчас делает акцент на мультсериалах и переносит любимых персонажей Эдуарда Успенского в наше время.

Москва: Школьный класс знакомится с историей российских мультипликационных фильмов в музее «Союзмультфильма».

Десятилетний Максим Кайков говорит, что ему анимационные фильмы не очень интересны — спорт, хоккей, футбол, баскетбол нравятся больше. Однако узнать больше о мультфильмах, представленных в музее, конечно, любопытно.

«Самое интересное — это советские мультфильмы, — говорит ученица четвертого класса Мария Абейдулаева. — Они наши, русские».

Любимый мультфильм Марии — «Ну, погоди!».

КонтекстФеномен мультфильма, завоевавшего мирLa Stampa05.07.2016Российский мультфильм и детские страхиHaaretz30.08.2015Умер Федор ХитрукРусская служба RFI03.12.2012Советские пропагандистские мультфильмы выходят на видеоLos Angeles Times05.02.2007

В этом советском варианте «Тома и Джерри», который появился в 1970-1980-х годах, идет борьба негодяя-волка и порядочного зайца. Все серии заканчиваются тем, что волк, преследующий зайца, попадает в передрягу и кричит: «Ну, заяц, погоди!»

Однако самая старая российская студия мультипликации «Союзмультфильм» не планирует быть только музеем.

Студия хочет достичь новых высот, и основной акцент было решено сделать на мультсериалах.

Сейчас студия готовит в общей сложности шесть анимационных сериалов. «Мы решили, что новую экономическую модель студии нужно основывать на производстве мультсериалов», — говорит Борис Машковцев, возглавивший студию мультипликации в 2017 году.

«Современные дети смотрят много, и они любят героев сериалов. Они привыкают как ним, как к друзьям».

Студия начала с самого начала

С распадом СССР для «Союзмультфильма» начались тяжелые времена. В 1990-е годы неразберихи в работе студии был застой, и она даже утратила права на свои старые фильмы.

Затем киностудия «Союзмультфильм» вновь стала государственной.

«За последние годы накопилось очень много проблем, и студия долго не могла нормально работать. Поэтому нам пришлось начинать буквально с нуля: создавать новую систему работы, находить новых специалистов и предлагать новые проекты, которые заинтересуют современного зрителя», — говорит Борис Машковцев.

Помочь с развитием должно культурное наследие, герои старых мультфильмов.

«С их героями выросли все взрослые, которые сейчас живут в России. Они показывают эти мультфильмы и своим детям. Они как мост между родителями и взрослыми на протяжении жизни вот уже нескольких поколений», — говорит Машковцев.

Читайте также  Gazeta Polska (Польша): правда и ложь на тему Катыни

«Было понятно, что эти персонажи все еще живы. У них есть особая черта, которой у нас, людей, нет — они не стареют».

Таковы и персонажи скончавшегося в августе 2018 года Эдуарда Успенского (1937-2018): дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик, а также почтальон Печкин, которого в том числе и многие финны запомнили по диалогу с галчонком Хватайкой.

— Тук-тук.

— Кто там?

— Это я, почтальон Печкин. Принес журнал «Мурзилка».

В Финляндии дядю Федора и его друзей знают главным образом по книгам с иллюстрациями Геннадия Калиновского, переведенным Мартти Анхава (Martti Anhava). Работы «Союзмультфильма» по этим произведениям были очень популярны в Советском Союзе. По книге Успенского «Дядя Федор, пес и кот» был снят мультфильм «Трое из Простоквашино» (1978 год), который вскоре получил продолжение из двух серий.

«Союзмультфильм» вернулся в Простоквашино

В этом году «Союзмультфильм» перенес деревню Простоквашино в наши дни.

МультимедиаТри худших и три лучших российских мультфильмаPatreon16.08.2018

«Для нас этот проект во многих смыслах является символическим. Мы идем по своеобразному мосту из старой эпохи в современный „Союзмультфильм»», — говорит директор мультипликационной студии Борис Машковцев.

«Персонажи не постарели, но мир вокруг них стал современным, и им нужно искать ответы на вопросы, которые интересуют современных детей».

Пес Шарик ведет блог, почтальон Печкин приносит посылки, заказанные по интернету, а дядя Федор звонит в Москву маме и папе по программе, напоминающей «Скайп». (первая серия «Возвращение в Простоквашино. Часть 1» вышла 3 апреля 2018 года — прим. перев.)

Компьютеры заменили рисунки от руки, но процесс старый

Серии «Простоквашино» делают в новой студии «Союзмультфильма», которая находится в Москве рядом с телебашней Останкино.

«Здесь рождается чудо мультипликации», — говорит линейный продюсер Владимир Яншин.

Так сразу и не догадаешься. Рабочее место мультипликатора выглядит как место любого специалиста творческой профессии: в комнате сидят сосредоточенные люди за компьютерами. Для перерыва есть диван и аэрохоккей. На стенах висят рисунки с изображением героев мультсериала и расписание выхода серий. Из окна открывается вид на московский монорельс.

«Для создания одной серии от начала до конца требуется семь недель», — рассказывает Яншин.

Читайте также  Белорусские новости (Белоруссия): Лукашенко попытался успокоить белорусов и не раздразнить Кремль

Борис Машковцев говорит, что сначала были мысли о новом дизайне персонажей. От этой идеи отказались довольно быстро.

«Мы вскоре поняли, что это невозможно, поскольку они моментально прекратят быть сами собой», — говорит Машковцев.

«Нам пришлось восстановить советские процессы производства, чтобы графический стиль выглядел так же, как в старых мультфильмах».

И хотя мультипликаторы перешли от ручной прорисовки к цифровому миру, все создается вручную, как раньше.

«Это технология традиционной рисованной мультипликации», — говорит Машковцев.

Успенский был против, в социальных сетях поднялся скандал

Без споров создание новых серий не обошлось. Сам Эдуард Успенский был не очень воодушевлен проектом и даже угрожал студии судом за нарушение авторских прав.

Машковцев сообщает, что он неоднократно разговаривал с писателем, и студия уделила много времени тому, чтобы ситуация с авторскими правами была в порядке. Спор удалось решить прямо перед смертью Успенского.

Да и ностальгия — палка о двух концах: не всем зрителям пришелся по нраву перенос деревни Простоквашино в наши дни, в социальных сетях поднялся шум.

Но Борис Машковцев говорит, что новые серии уже нашли свою аудиторию.

«Согласно нашей статистике, половина аудитории — дети, половина — взрослые. С современными мультсериалами так никогда не происходит, детские мультфильмы смотрят только дети. Однако в этот раз у телевизора соберется вся семья».

Премьера большого проекта

Новый «Союзмультфильм» получает основной заработок от мультсериалов, однако у студии есть и некоммерческие проекты.

Каждый год студия производит 10-12 короткометражных фильмов, которые дают создателям возможности для творческого поиска. В этом году студия работала в том числе и над двумя полнометражными анимационными фильмами.

В октябре состоялась премьера кукольного мультфильма «Гофманиада», выполненного в традиционной технике. Мультфильм сделан по произведениям Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Грандиозный проект начали еще в 2001 году. Процесс съемок затянулся из-за масштабности проекта и финансовых трудностей. Для фильма изготовили больше 150 кукол.

«Это был очень необычный проект. Фильм делали вручную с использованием методов кукольной мультипликации. Не думаю, что в ближайшее время мы сделаем что-либо подобное», — говорит Машковцев.

Читайте также  The Washington Post (США): Путин без рубашки остался в прошлом – в календаре на 2020 год он стал звездой мировой сцены

Международные рынки манят

Борис Машковцев говорит, что «Союзмультфильм» стремится выйти на международный рынок, поскольку общий для всех язык мультфильмов имеет для этого хорошие возможности.

Студия заинтересована в сотрудничестве с другими странами. Сейчас «Союзмультфильм» создает анимационные фильмы только в России, однако возможно, что в будущем студия будет работать и за границей.

«Одна из проблем современной российской мультипликации — в том, что нас мало. В общей сложности в этой сфере работают две — три тысячи человек».

Союзмультфильм планирует и дальше переносить классические мультфильмы в современность, но торопиться с этим вопросом не будет.

«Процесс требует времени, важно не испортить образ героев», — говорит Машковцев.

Крокодил Гена В свое время был очень популярен мультфильм в технике кукольной анимации по книге Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Друг Гены, Чебурашка с круглыми ушами, стал в России культовым персонажем.

Борис Машковцев говорит, что сейчас в «Союзмультфильме» тщательно обдумывают возможность перенести и этого героя в современность — ведь к работе над таким важным персонажем нельзя подходить легкомысленно.

Факты

«Союзмультфильм»

Киностудия «Союзмультфильм» была создана в 1936 году. Это старейшая студия анимационных фильмов в России.

За все время существования студии было создано 1582 мультфильма (данные августа 2018 года).

Студия оставила значительный след в истории мультипликации.

Хотя советская идеология и устанавливала свои ограничения, благодаря некоммерческому формату работы у студии были замечательные возможности для творческих экспериментов.

В 1960-е, период оттепели и Никиты Хрущева, студия делала в том числе и сатирические мультфильмы.

В «Союзмультфильме» работали такие мастера мультипликации, как Федор Хитрук (1917-2012) и Юрий Норштейн (1941-).

Хитрук известен, в том числе, по мультфильму «Винни-Пух».

«Ежик в тумане» (1975 год) и «Сказка сказок» (1979 год) Норштейна входят в число лучших анимационных фильмов мира.

Студия является государственной.

Источник: inosmi.ru

Криптовалютный остров