Frankfurter Allgemeine Zeitung (Германия): Россия хочет вернуть к жизни мечту Сталина

Российский остров Сахалин — особенное место. Когда писатель Антон Чехов более 100 лет назад посетил эту бывшую колонию, он удивился, как каторжникам удавалось выживать здесь — на отвесных скалах, возвышающихся над ледяным морем. И добавил, что если бы он сам был каторжником, то сделал бы все возможное, чтобы сбежать оттуда, чем бы это для него ни обернулось.

Погода на острове с тех пор едва ли изменилась: море, омывающее Сахалин с севера, по-прежнему остается замерзшим шесть месяцев в году, а жизнь на острове сама по себе является своеобразным вызовом. Каторжников на Сахалине не осталось. Когда здесь были обнаружены нефть и газ, в этот потенциальный «рай» устремились специалисты и рабочие со всей страны. Средняя зарплата здесь составляет 48 тысяч рублей (около 640 евро) и существенно превышает среднюю зарплату по России. Кроме того, люди, трудящиеся на острове, имеют дополнительные две недели отпуска и право на бесплатные билеты на самолет на «большую землю» раз в два года. Благодаря обнаружению природных ресурсов Сахалин, расположенный между японским островом Хоккайдо и российским полуостровом Камчатка, стал одним из самых преуспевающих регионов России.

Но Сахалин хочет больше. Власти острова хотели бы быть не просто отдаленным «форпостом» России, а важным связующим звеном между Востоком и Западом, и в этом им могли бы помочь два моста. С тех пор как российские первопроходцы в середине XIX века выяснили, что эта территория является островом, в головах московских правителей стали возникать планы по строительству моста, который соединил бы Сахалин с «большой Россией».

В 1950 году эти планы едва не воплотились в жизнь. Советский диктатор Иосиф Сталин принял тайное решение по строительству моста. Работы начались, невзирая на расходы, как и на тот факт, что мост хотя и был бы построен в самом узком месте пролива, но соединил бы между собой лишь две деревни, до которых от сколько-нибудь крупных городов не было ни автомобильных, ни железных дорог. И это делало строительство моста бессмысленной затеей. Если бы Сталин не умер в 1953 году, мост, ведущий в «никуда», наверное, был бы построен. Однако всего через 22 дня после смерти диктатора бывший руководитель его тайной полиции «похоронил» этот проект.

Читайте также  Шейх Ахмед Тамим: Украину последнее время пытаются превратить в плацдарм для вербовки в экстремистские группировки (Гордон, Украина)

Постепенно эта идея ушла в небытие. Но в 1999 году российские чиновники вновь заговорили о строительстве моста на Сахалин. Власти крупнейшей страны мира решили доказать, что способны на большие дела. Таким образом, строительство моста было включено в государственный план по модернизации. Воплотится ли в жизнь этот проект стоимостью порядка 4,5 миллиарда евро, пока не ясно. Окончательное решение остается за президентом, пояснил заместитель губернатора Сахалинской области Антон Зайцев.

КонтекстTokyo Shimbun: Дотянулись до Крыма — дотянутся и до Хоккайдо?Tokyo Shimbun15.10.2018Патриотизм замылил глаза русскимHokkaido Shimbun21.05.2018Бедный Сахалин, обласканный ЯпониейHokkaido Shimbun17.05.2018Сахалин: куда уходят нефтяные деньги?Framtida.no31.01.2018

Но, как бы то ни было, потребность в мосте существует. По словам чиновника, население и экономические круги острова нуждаются в поставках товаров. В отсутствие железной дороги товары приходится доставлять судами через пролив, а это дорого. Из-за транспортных расходов цены увеличиваются примерно на 30%. Кроме того, в случае строительства моста объемы поставок на Сахалин увеличатся, а товарооборот вырастет в 15 раз до 4,5 миллиона тонн в год.

Однако мечты правительства Путина этим не ограничиваются. Российский президент намерен переплюнуть Сталина. Речь идет о строительстве 40-километрового моста между Сахалином и японским Хоккайдо. Этот проект обошелся бы не менее чем в 45 миллиардов евро. По мнению Москвы, в строительстве хорошо бы участвовать и японской стороне, причем желательно, чтобы она внесла предоплату. Ведь Япония тем самым получила бы доступ к Транссибирской железной дороге и смогла бы перевозить свои товары напрямую в Европу, не меняя железнодорожный транспорт на водный, а потом обратно. Кроме того, по словам Зайцева, время доставки японских товаров в Европу сократилось бы почти втрое.

Токио до сих пор не проявлял интереса к этому проекту. Отношения между двумя столицами и без того довольно напряженные, хотя Владимир Путин и его японский коллега Синдзо Абэ регулярно встречаются друг с другом. Между Россией и Японией еще со времен окончания Второй мировой войны нет мирного договора. При этом речь идет, в частности, и о Сахалине, часть которого до 1945 года принадлежала Японии. Однако Москва и Токио не могут договориться не только об этом, но и о нескольких расположенных неподалеку островах — Курильских.

Читайте также  Infobae (Аргентина): Продолжение холодной войны заключается в том, что Россию считают потенциальной угрозой для Запада

В последние годы главным инициатором переговоров о мире выступает японский премьер Абэ. Он пытается уговорить русских, в первую очередь суля им финансовые выгоды. В 2014 году японский президент воспользовался изменением политической ситуации, когда Россия после противозаконной аннексии Крыма рассорилась с Западом и осталась в одиночестве. Тогда Абэ предложил ей не только деньги, но и, в частности, политический вес и крах международной изоляции. За это Токио хотел получить по меньшей мере два Курильских острова. Но в конце 2016 года переговоры вновь окончились неудачей.

Благодаря поставкам газа Япония — один из главных торговых партнеров Сахалинской области. Торговля процветает и без нового моста на Хоккайдо. В 2017 году двусторонний товарооборот превысил 4 миллиарда долларов, что составило более 30% от общей торговли Сахалинской области. В этом году двусторонний товарооборот вырос еще более чем на 40%. Токио в общем и целом удовлетворен нынешними возможностями в этой сфере. Для него экономические аргументы более убедительны, чем фантазии Сталина или Путина.

Источник: inosmi.ru

Криптовалютный остров