Denník N (Словакия): в выходные перестанет действовать договор, который 32 года защищал нас от ракет

Прекращение действия договора РСМД — одна из серьезнейших угроз и одновременно испытание для Европы.

В субботу второго февраля по сути прекращается действие договора РСМД, подписанного еще в 1987 году между СССР и США. Даже 60-дневного срока, который США дали России, чтобы договориться, не хватило, и Россия категорично заявила, что не собирается отказываться от размещения нового оружия этой категории на границах стран-членов НАТО и Европейского Союза. Соединенные Штаты расценивают это как нарушение договора времен окончания холодной войны и поэтому более не считают себя им связанными.

ДРСМД был билатеральным договором, к которому добровольно присоединились и другие страны Европы и который они соблюдают по сей день. Целью договора было уничтожение ракет средней и малой дальности, способных нести ядерный боезаряд. В то время они представляли самую большую угрозу, так как без предупреждения могли за несколько минут поразить любую цель в континентальной Европе. В конце холодной войны экономика Советского Союза лежала в руинах, и он готов был пойти на уступки, которые способствовали разрядке мировой обстановки. Сегодня реваншистская Россия, несмотря на санкции и стагнирующую экономику, чувствует себя сильной и оскорбленной.

Соединенные Штаты решили в одностороннем порядке выйти из этого договора, ссылаясь на то, что безрезультатно призывали Россию не нарушать ДРСМД с 2013 года. Это решение кажется безответственным, поскольку Соединенные Штаты опять не потрудились обсудить его со своими европейскими союзниками. За время правления Трампа США поступили так уже несколько раз (ядерное соглашение с Ираном, соглашение о климате и так далее).

США с их нынешней политикой «Америка прежде всего» уже просто не являются тем союзником, каким они были в прошлом. Для Соединенных Штатов и их военных стратегов с глобальной точки зрения важнее ограничить растущий военный потенциал Китая, который активно разрабатывает ракеты средней и малой дальности, чем учитывать пожелания своих союзников в Европе и соблюдать договоренности о контроле над вооружениями. Так перед Европой встала новая проблема, которую ей придется решать военными и политическими методами. Помимо всего прочего, это еще и самый серьезный вызов из всех, с которыми Европа столкнулась после холодной войны.

КонтекстДесяти ракет «Сармат» достаточно для уничтожения всего населения АмерикиИноТВИТ30.01.2019Handelsblatt: Германия требует от России прояснить ситуацию с ракетамиHandelsblatt24.01.2019NYT: Россия делает шаг навстречу, но США предпочитают саботажThe New York Times24.01.2019

Ослабление и нефункциональность всех прежних договоров о контроле над вооружениями в Европе, которые были подписаны еще во времена холодной войны, становятся все более очевидными. Россия хоть и делает вид, что заинтересована в их сохранении, на самом деле поступает иначе. Еще в 2007 году Кремль вышел из Договора об обычных вооруженных силах в Европе, частично не соблюдает Договор по открытому небу и блокирует изменения в Венском документе.

Читайте также  Саудовцы проиграли, русские победили: бывший кремлевский чиновник возглавил мировые шахматы (Guardian, Великобритания)

Россия встала на путь ревизионистской державы, чтобы завоевать статус равноценного партнера США и Китая. Частью российской стратегии является непредсказуемость и непрозрачность. Благодаря этому Москва получила преимущество в соперничестве с Западом, поэтому просто не заинтересована в том, чтобы договоры о контроле над вооружениями работали.

Россия располагает ракетами типа «Калибр» и «Искандер», размещенными на кораблях и подводных лодках в Балтийском, Черном и Средиземном море. Недавно она также с гордостью сообщила, что разработала еще более современные и усовершенствованные ракеты, которые начала постепенно размещать на наземных базах близ наших границ.

Выйдя из ДРСМД, США по сути помогли России укрепить ее военную и политическую позицию в Европе как минимум на ближайшие десять лет. Москву больше не будут ограничивать обязательства, которые она и прежде не спешила выполнять, но они по крайней мере мешали ей бесконтрольно размешать новое вооружение близ стран-членов НАТО и Европейского Союза.

Европа оказалась в ситуации, из которой ей придется искать выход как можно скорее и без США. Если она не начнет немедленно разрабатывать оборонные системы, способные сдержать Россию, то у Европы не останется ничего, что смогло бы ее защитить. Россия в таком случае получит возможность ее шантажировать, когда пожелает.

Но Россия видит в Западе не только военную угрозу. В Москве боятся возможного влияния на внутриполитические события и смены режима в ходе так называемой цветной революции. Поэтому Россия создает образ внешнего врага, от которого нужно защищаться. Кремль копит наступательные силы, чтобы сдерживать свое окружение. Таким образом, Россия де-факто оставляет за собой право на наступательные военные операции для самозащиты, с помощью которых предотвратила бы конфликт на собственной территории. То есть для России нападение становится защитой. Эту стратегию россияне считают сдерживающей. Но европейцы смотрят на нее по-другому, считая ее давлением и угрозой для суверенитета.

Россия, разумеется, не хочет полностью развалить всю систему договоров по контролю над вооружениями, поскольку соблюдение некоторых из них для нее жизненно важно. В первую очередь, Россия заинтересована в сохранении ядерного равновесия с США. Для этого ей необходимо продолжение договора СНВ (о стратегических наступательных вооружениях), продления которого Россия упорно добивается. Кроме того, она стремится включить противоракетные комплексы в договоры о контроле над вооружениями и добивается запрета на милитаризацию космоса.

Читайте также  Sabah (Турция): красная линия в Каракасе

Просто у России нет ни технических, ни экономических возможностей пуститься в подобную гонку вооружений с Западом, который в разработках подобных систем вооружений уже намного обогнал Россию. Что касается стратегических наступательных вооружений, то Россия, стремясь их модернизировать, сталкивается с проблемой устаревающего арсенала и с недостатком средств на его замену (ракеты Р-36М и УР-100). Я уже не говорю про устаревающий подводный флот и стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95.

Поэтому Россия стремится к продлению некоторых договоров о контроле над вооружениями и при этом указывает на несправедливость и неэффективность других. Причина проста. О договорах, которые ограничивают западное военное преимущество, Россия готова разговаривать, чтобы компенсировать существующий технологический разрыв с Западом. Одновременно Кремль, наоборот, отказывается от контроля над вооружениями в тех сферах, где преимущество — за ним.

Расчеты оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М» в рамках командно-штабных ученийОдин из вариантов — заставить Россию соблюдать все договоренности, если Москва хочет, чтобы Запад в будущем соблюдал договоры, в которых заинтересована она сама. Но сказать проще, чем сделать. Если Россия будет продолжать размещать ракеты средней и малой дальности в Европе, то для нас это будет не только военным, но и политическим вызовом.

Как и во времена холодной войны (в случае ракет «Першинг»), Европа будет всячески сопротивляться размещению американских ракетных комплексов этого типа. То же касается разработки аналогичных европейских систем, которая потребовала бы больших инвестиций в оборону. В этот момент началась бы российская дезинформационная компания, которая, как и во времена холодной войны, сеяла бы страх и панику. Теперь она вывела бы людей на улицы и подняла бы протесты против этого безумия. Но граждане протестовали бы не против России, требуя от нее убрать ракеты, а против намерения Европы защищаться.

Поскольку Трамп не дает Европе особенно никаких гарантий, она останется один на один со своей проблемой. Кроме того, останется еще и проблема миграции, климатических изменений и нестабильной экономики. Именно на них Россия делает расчет в своей информационной и психологической стратегии. Европе придется больше вкладывать в те технологии, которые ослабили или лишили бы Россию преимуществ, сегодня у нее имеющихся. По опыту мы знаем, что когда Россия утрачивает преимущественную позицию, она более склонна к переговорам и соблюдению договоренностей. Следовательно Кремль не пойдет на дальнейшие переговоры о договорах по контролю над вооружениями, пока не восстановится равновесие сил.

Читайте также  The Nation (Пакистан): международная миграция — победители и проигравшие

Разумеется, никто не хочет новой гонки вооружений. Но это не значит, что Россия может диктовать Европе свои условия. Если удастся посадить Кремль за стол переговоров и договориться с ним о новом обоюдном соблюдении положений договоров о контроле над вооружениями, спадет напряженность и обе стороны смогут снизить оборонные расходы. Однако это будет возможно только в том случае, если Запад и Европа будут пользоваться достаточным уважением. Целью договоров о контроле над вооружениями никогда не было сделать соперников друзьями. Они задумывались лишь для того, чтобы предотвратить гонки вооружений и ненужные войны.

Кажется, что Словакия никак не может повлиять на ситуацию, да и, в общем-то, она не касается нашей страны. Но это неправда. Словакия — это Европа, и даже если бы кому-то удалось вырвать нас из Европейского Союза и НАТО и сделать своего рода мостом, по которому бы все ходили туда-сюда, от перечисленных угроз мы все равно не спаслись бы.

Наши политики должны понять, где наше место. Они должны осознать, что нам тоже придется включиться в укрепление европейской безопасности. А значит, помимо освоения средств из европейских фондов, мы должны заняться созданием общеевропейских средств, которые вызвали бы у России уважение. Нам следует воспользоваться нашим председательством в ОБСЕ для поиска новых точек соприкосновения в сфере договоренностей о контроле над вооружениями. Без стремления прийти к взаимовыгодному соглашению Россия снова не поверит, что мы заинтересованы в снижении напряженности, вызванной нарушениями международных договоренностей.

Однако действия наших политиков вызывают оправданные опасения. Вместо того чтобы, здраво поразмыслив, приступить к формированию европейской безопасности, они занимаются популизмом и говорят о том, что мы не позволим себя в это втянуть: «Давайте не будем делать из России врага, ведь у нас и так их полно повсюду». Поэтому мы будем по-прежнему искать мигрантов в наших амбарах, видеть западного агента за каждым криком, а за словом «демократия» — Сороса. Когда же подойдет критический момент, удивлению нашему не будет предела, хотя и тогда мы сможем сказать, что страдаем от чужих поступков.

Автор — директор программы «Безопасность и оборона» Словацкого института политики в области безопасности.

Источник: inosmi.ru

Криптовалютный остров