Бандеровцы: скелеты из национального шкафа в новом обличье (Časopis argument, Чехия)

Не так давно было принято решение предоставить бойцам соединений УПА (Украинской повстанческой армии, — запрещенная в России организация — прим. ред.) статус ветеранов. Министерство иностранных дел Чехии, возглавляемое министром Томашом Петршичкой, в этой связи заявило, что это внутреннее дело Украины, да еще и давно минувших дней, и разбираться с ним, как и любая другая страна, Украина должна сама. Добавлю, что украинский парламент фактически предлагает вернуть Степану Бандере, украинскому националисту первой половины 20 века, статус национального героя, который дал ему в 2010 году президент Виктор Ющенко.

Однако не все отреагировали на новость о статусе УПА так же благосклонно. Например, Центр Саймона Визенталя назвал Украину страной, которая в последнее время стала одним из «главных пропагандистов искаженной истории Холокоста». Ведь Украина стремится свести к минимуму вину украинских националистов в преступлениях против человечности. Кроме того, в заявлении центра говорится, что подобными действиями Украина «полностью отвергает демократические ценности». Резкое заявление. Еще интереснее тот факт, что в 2010 году Европейский парламент принял резолюцию, в которой раскритиковал украинского президента Ющенко именно за то, что он сделал Бандеру «героем Украины». О Бандере в резолюции говорится как о лидере движения, которое «сотрудничало с нацистской Германией». Европейский парламент тогда выразил надежду, что «новое украинское руководство пересмотрит это решение и учтет свои обязательства относительно европейских ценностей». И вуаля: прошло время, и эта позиция стала считаться советской пропагандой.

Прежде всего нужно уяснить, что предоставление статуса ветеранов бойцам Украинской повстанческой армии и возвращение Бандеры в плеяду героев Украины не имеют никакого отношения к демократическим ценностям. Речь идет о процессе достраивания национального украинского государства. Этот процесс предполагает украинизацию и создание нового исторического повествования и мифологии в контексте глубокого конфликта. То есть речь преимущественно идет о национализме и определенной форме национальной идентичности, а не о демократии или демократических (или европейских) ценностях. А Чехия и Евросоюз дают понять, что качество демократического развития современной Украины мало интересует их, пока Украина играет саморазрушительную роль буфера между ЕС и Россией, а также нового связанного с ЕС рынка с преимуществами для фирм из Европейского союза.

Украина — страна имперских фрагментов и постимперских конфликтов

У Украины сложная история, и она прошла путь от колыбели восточнославянской государственности и православия до буферной окраины Польско-Литовского государства, а затем и Российской империи. Для России Украина играла важную роль как посредник в религиозной и культурной сфере, а затем приобрела большое экономическое значение благодаря запасам полезных ископаемых и чернозему. Мало кто знает, что в XIX веке Киев стал главным центром зарождающегося русского национализма. На Украине перекрывались зоны влияния сразу трех империй современности: России, Габсбургской монархии и Османской империи. До этого значительная часть Украины входила в Польско-Литовское государство, которое полонизировало местное население. Во времена Российской империи на Украине проводилась русификация в рамках консервативной российской политики (примерно после 1881 года). Все это вместе с советской политикой, включая ее войну с деревней (ее в случае голодомора националисты подменяют геноцидом исключительно против украинцев), привело к тому, что Украина превратилась в страну имперских фрагментов. Как национальное государство она нуждается в объединяющей и консолидирующей идее, идентичности и последовательном подходе к истории, которая по природе своей непоследовательна. Поиски подобной идентичности и национального нарратива ведутся в обстановке национальной, языковой и религиозной дискриминации, которая является типичным наследием сухопутных империй. Судьба Восточной Украины (Донбасса) доказывает сложность подобной задачи, хотя редукционисты утверждают, что местный сепаратизм искусственно создан Россией.

Читайте также  La Nación (Аргентина): МЕРКОСУР сближается с Россией и не торопится подписывать соглашение с Венесуэлой

Из этого краткого обзора ясно, что украинизация Украины после Майдана, то есть процесс достраивания национального государства, оказалась непростой задачей, которая уже повлекла потери — Крым и Восточную Украину (с их пророссийскими настроениями, обусловленными историческими предпосылками). Геополитический редукционизм рассматривает все только как вопрос столкновения держав: США, Европейского союза и России. Украине же отказывают в самостоятельности и ответственности. Но события после Евромайдана важны с точки зрения внутренней жизни страны, и рассматривать их стоит автономнее и в связи с неоспоримой тенденцией к эмансипации. Так своеобразно Украина пытается преодолеть прошлое с его гегемонией СССР, русских и поляков. Собственно процесс преодоления абсолютно понятен и легитимен, вот только…

Старый новый герой

Украина снова превозносит Степана Бандеру и движение украинских националистов, то есть УПА, как символические столпы украинской независимости. По историческим причинам украинский национализм сталкивается с «другими»: польским на западе и русским на востоке. С ними украинцы, если говорить словам Палацкого (он высказывался о нас и немцах), «соприкасается и сталкивается». К сожалению, современная Украина предпочитает сталкиваться. У украинского национализма есть важные идеологические и содержательные нюансы, и сегодня, к сожалению, верх взяла та его форма, которую проработали такие мыслители, как Дмитрий Донцов. Его полюсом был плюралистический украинский национализм Вячеслава Чорновола.

В современных условиях мифология Бандеры на самом деле является актом украинизации. Это миф, который из западно-украинского сделали общеукраинским. То же произошло с движением антисоветского сопротивления Организацией украинских националистов (запрещенная в России организация — прим. ред.). Сам Степан Бандера в ходе мифологизации и вполне закономерной переоценки после Евромайдана стал символом антисоветской и антироссийской идентичности современной Украины и, главное, символом украинской национальной независимости. Таким образом, Бандера — это не только идол непредсказуемых ультраправых движений и организаций, которые, несомненно, соучаствовали в Евромайдане. Бандера — это еще и символ чего-то большего и всеобъемлющего, как подтверждает официальная политика страны. Нужно добавить, что Бандера не является позитивным символом для всех украинцев, поскольку украинское общество неоднородно. Символы перестают быть людьми из плоти и крови, а мифология идеологизирует прошлые события. Тем не менее некоторые символы, как известно, разделяют и уводят на ложный путь.

Превознося УПА и Бандеру (лозунг «Слава Украине» — одно из проявлений), Украина Петра Порошенко, как и Виктора Ющенко до него, связывает себя в первую очередь с национально-освободительной традицией, которую в их представлениях воплощает собой Бандера и УПА. Само по себе это понятно. Однако тут полностью игнорируются вопиющие противоречия, связанные с именем Бандеры, его политическим движением и УПА. Как правило, противоречия задвигаются или легитимизируются, а история переписывается в соответствии с текущими потребностями. Но все это намного больше говорит о современности, чем, к сожалению, об истории и ее знании.

Не демократ и не либерал

КонтекстБандера придет и добьет москалейСтрана.ua23.07.2018Саакашвили, Бандера и ПутинАпостроф15.02.2018Степан Бандера и украинские гастарбайтеры в Польше. ИнтригаКорреспондент14.01.2018Почему Бандера не стал обычным агрономомДеловая столица03.01.2018К неприглядным чертам националистического движения и Бандеры, например, можно отнести авторитаризм, милитаризм, политическое насилие и террор, ставку на сильного лидера, антисемитизм и идеологические колебания между авторитаризмом, фашизмом и демократией. Организация украинских националистов была в первую очередь националистическим объединением, которое боролось за национальную самостоятельность Украины. Впоследствии эта организация разделилась на две фракции, и бандеровская сокращенно назвалась ОУН (б). Что касается других политических и идеологических ценностей, то позиция движения была неоднозначной. В конце 30-х и начале 40-х годов оно переняло ряд фашистских черт, от которых, однако, в 1943 — 1944 годах отказались, как о том пишет, например, Александр Мотыль, американский историк, которого трудно причислить к сторонникам России или Владимира Путина. Проще говоря, в идеологическом плане ОУН была, «как флюгер», что соответствовало ее главной цели — добиться независимости Украины. В 50-е годы эта организация (ОУН, а не УПА) обратилась к социал-демократической традиции, что соответствовало парадигме того времени, как и фашизму в 30-е.

Читайте также  Delfi (Латвия): в Каунасе — лучше не по-русски

Но даже Мотыль характеризует Степана Бандеру как националиста со склонностью к авторитаризму, с преклонением перед сильным лидерством и иерархией. Бандера не был демократом. Он не был либералом, и, по мнению Мотыля, ошибкой было в 2010 году делать его героем Украины. Однако Мотыль не считает Бандеру коллаборационистом, сотрудничавшим с нацистской Германией. Историк аргументирует свое мнение тем, что люди, провозгласившие независимость украинского государства 30 июня 1941 года, воспринимали это как акт союзничества, а не коллаборационизма. Мотыль видит разницу между сделкой во имя своих стратегических целей и сделкой, которая не имеет отношения к подобным устремлениям. Второе и есть коллаборационизм. Первое же — это союзничество с партнером в интересах законной цели. Целью было сделать Украину независимой. Правда, в прекрасном замысле был один изъян: самостоятельная Украина должна была стать частью Новой Европы Гитлера, в которой уже не было места для самостоятельной Польши и Чехословакии. Но национализм эгоистичен, а в данном случае он был еще и крайне наивен.

Преимущество Бандеры в том, что большую часть своей политической жизни он провел в польской и немецкой тюрьме, поэтому, как кажется, на него нельзя возложить ответственность за темные страницы националистического движения во время войны. Бандера не играл непосредственной роли в создании УПА, которая участвовала в этническом истреблении поляков на Волыни в 1943 году, а затем в убийстве нацистами евреев, которая воевала с советскими партизанами, польской Армией Крайова, а затем и с нацистами и советскими войсками. Конечно, в УПА, как полувоенную организацию, входили члены не только фракции Бандеры ОУН(б), но и других националистических групп. Но темные страницы, несомненно, были и в биографии Бандеры, учитывая его политический радикализм и склонность к насилию. Например, 25 июня 1934 года он приказал убить профессора львовской гимназии Ивана Бабия, который выступал за мирное сосуществование украинцев и поляков. По мнению членов движения, убийство, соответствовавшее его политике, было казнью, исполнить которую распорядился Степан Бандера. Одно дело присущий эпохе радикализм и цель в виде национальной самостоятельности, а другое — то, какую политическую и идеологическую цель выбрал Бандера (речь идет о человеке, который выступал за мирное сосуществование с поляками). Тут прослеживается идейная преемственность между самим Бандерой (в то время он находился в Заксенхаузене) и действиями членов УПА в Волыни. Более того, заметна и определенная связь (тема сосуществования) с украинской действительностью сегодня, если говорить о Донбассе…

Слава Украине?

Национальная самостоятельность Украины, к сожалению, была связана с неприглядными элементами этнической ненависти и национализма, который в многонациональной среде неизбежно возрождал старые и новые обиды (например полонизация, русификация) и предрассудки (укоренившийся во всей Восточной Европе антисемитизм). Национальная самостоятельность Украины, несомненно, также стала жертвой геополитически неблагоприятных обстоятельств, оказавшись меж двух огней — нацистской Германией и СССР. Затем в ходе Второй мировой войны идея самостоятельности оказалась, как и в 1918 — 1919 годах, на невыгодной стороне, что заставило соединения УПА продолжить подпольную антисоветскую деятельность. Своего пика она достигла в 1945 — 1947 годах. Советские власти преследовали членов УПА, и появилась та «советская пропаганда» о бандеровцах, на которую ссылаются некоторые, чтобы опровергнуть критику Украины за то, что она превозносит Бандеру, его ОУН(б), УПА и так далее.

Читайте также  Шпилька шахматным легендам от Карлсена: их право на глупость (Aftenposten, Норвегия)

Как ясно даже из данного короткого текста, в котором, конечно, остались неосвещенными многие сложные аспекты этой проблемы, есть масса нюансов, связей и противоречий. Их игнорирование искажает ситуацию. Советская пропаганда о послевоенных бандеровцах образца 1947 года никак не может оправдать или что-то изменить в массовых убийствах на Волыни в 1943 году. Также она не может отвлечь внимания от мировоззрения украинских националистов, которые отличались национальной нетерпимостью и приверженностью этнократии и которые часто зеркально отражали жестокость (и идейную косность) своих врагов и эпохи. Активная борьба с советской властью не означает автоматического искупления всех остальных грехов. Трудно скрыть конфликтное содержание украинской национальной эмансипации как в отношении России, так и в отношении Польши, а также учитывая отношение к украинским меньшинствам (я имею в виду языковой закон). И все это плоды современной политики украинизации.

В 2018 году Украина на официальном уровне обращается к противоречивым главам истории, выбирает из нее те моменты, которые ей выгодны (прежде всего, это антироссийские и антисоветские эпизоды), а другие забывает или отодвигает на задний план. В определенной мере происходящее можно считать ранним этапом построения национального государства, который сопряжен с поисками самих себя, с травмами восточно-украинского конфликта и военной риторикой последних лет. По-другому Украина, застрявшая в капкане трагического и горького конфликта с близкой ей в культурном и других отношениях Россией, не может. Но вряд ли этот процесс как-то связан с либеральной демократией и «европейскими ценностями», то есть с хотя бы теоретическим сближением с европейскими нормами, о которых так часто говорили до и после Евромайдана. Ментально Украина скорее удаляется от нормативных предпосылок, необходимых для вступления в Европейский союз. Виной тому, прежде всего, политики, которые пользуются неоднозначными и спорными историческими темами в своих целях, тем самым нанося вред и обществу, и истории. Скелеты в национальном шкафу есть у всех народов, включая наш. Но в данном случае Украина скорее ритуально извлекает их из шкафа и облекает в одежды из иллюзий и мифологии. А ведь у Украины достаточно менее спорных фигур, которыми она может гордиться.

Сегодня истеблишмент в Евросоюзе не приемлет национализм и тем не менее продолжает рьяно поддерживать Украину и бороться с российской угрозой. Украина, в свою очередь, пока, к сожалению, поддерживает те идеи, которые принесли ей самой и всей Европе страдания, унижения и смерть. Все это оправдывается идей национальной самостоятельности как высшей и единственной ценности; проводятся символические факельные шествия, которые являются скорее не символом надежд и просвещения, а темных времен. Наш истеблишмент взирает на это с благосклонностью и пониманием, но почему-то не проявляют их к той части российского общества, которая (так же необъяснимо и во имя национальной гордости) превозносит своего тирана Иосифа Сталина. Для представителей нашего истеблишмента этот факт говорит все о России. А разве в случае Украины это ничего ни о ком не говорит? Ах да, я забыла: речь идет о внутренних делах Украины, которыми она должна заниматься сама.

 

Источник: inosmi.ru

Криптовалютный остров