1:0 в пользу «Северного потока — 2»: ЕС уступает Газпрому (Rzeczpospolita, Польша)

После продолжавшихся почти год переговоров страны-члены ЕС согласовали проект Газовой директивы, которая, по задумке, должна была остановить энергетическую экспансию России в Европе. Инструментом этой экспансии выступает газопровод «Северный поток —2», который пройдет рядом с уже функционирующим «Северным потоком — 1». Новая инвестиция позволит Москве вдвое увеличить поставки по дну Балтийского моря, а в результате — отказаться от транзита через территорию Украины и усилить зависимость Европы от Газпрома.

Польша и несколько других европейских стран поддерживали идею пересмотра Директивы, однако, группа государств под предводительством Берлина этому сопротивлялась. В итоге Германия, а вместе с ней Австрия, Голландия, Бельгия, Венгрия и Чехия, уступили, однако, некоторые эксперты полагают, что европейская Директива окажется «беззубой».

«Фактически появится правовая броня, защищающая „Северный поток — 2″», — объяснил в беседе с «Жечпосполита» аналитик варшавского Центра восточных исследований Шимон Кардась (Szymon Kardaś). Он отмечает, что по сравнению с исходным вариантом окончательный текст Директивы стал настолько слабым, что ситуация может лишь осложниться. Если раньше мы могли критиковать «Северный поток — 2» и говорить, что его строительство ведется вне правового поля ЕС, то сейчас газопровод получит европейский «пропуск», но на самом деле все решения будет принимать одобряющий проект Берлин. Это связано с тем, что на морском отрезке европейское законодательство будет распространяться на газопровод только в территориальных водах Германии, но уже не выступающей против инвестиции Дании. Кроме того, как именно это европейское законодательство будет работать в данном случае, предстоит решать именно немецкому регулятору.

КонтекстГлавред: «Северный поток—2» уже не остановитьГлавред10.02.2019Forbes: почему Франция только что спасла «Северный поток—2»?Forbes09.02.2019УП: как Украине противостоять «Северному потоку — 2»Українська правда04.02.2019

То же мнение неофициально выражают люди, занимавшиеся ведением переговоров. «„Северный поток —2″ получит иммунитет. Теоретически европейское право будет работать, но никакого наказания за его нарушение не предусмотрено. С политической точки зрения это самый плохой вариант. Директива будет „фиговым листком», лучше было бы, если бы европейское законодательство вообще не распространялось на инвестицию», — отмечает наш собеседник.

Читайте также  Получил удар в глаз: журналист рассказал историю о «пьяном Порошенко» (Главред, Украина)

Почему в таком случае Польша и страны, выступающие против строительства «Северного потока — 2», согласились принять проект? «Важнее всего было „сделать пас» Европарламенту. Решение о выдаче мандата на переговоры по Директиве выгодно со стратегической точки зрения: оно позволит начать диалог с Европарламентом, который в большей степени поддерживает нашу позицию, чем Совет ЕС», — отмечает заместитель главы МИД Польши Конрад Шиманьский (Konrad Szymański).

Варшава рассчитывает, что европарламентарии изменят текст Директивы, поскольку для ее принятия необходимо получить большинство голосов как в Совете ЕС, так и в Европарламенте, где роль главного переговорщика по этому вопросу играет Ежи Бузек. От него сейчас будет зависеть, станет ли Директива такой действенной, как задумывалось.

Евросоюз уступает Газпрому

Еще в четверг казалось, что ситуация с документом развивается в выгодном для Польши направлении. Немецкое издание «Зюддойче Цайтунг» сообщило о неожиданном изменении позиции Франции, которая якобы собиралась поддержать противников «Северного потока- 2», а не Берлин. Однако вскоре выяснилось, что это не так: Париж хотел показать, что он учитывает опасения стран Восточно-Центральной Европы, но не до такой степени, чтобы заблокировать столь важную для Германии инвестицию.

Смягчение директивы заключается в ограничении территории, на которую она распространяется, и передаче широких компетенций немецкому регулятору. Изначально предполагалось, что европейские нормы распространят на весь «Северный поток —2» (или любой другой газопровод, по которому в ЕС поступает газ из третьей страны), в таком случае пришлось бы обеспечить доступ к трубе других компаний-поставщиков, разделить деятельность по продаже и транспортировке топлива, а также обнародовать тарифы. Эксперты подчеркивали, что это сделало бы российскую инвестицию нерентабельной, именно поэтому за принятие Директивы выступали страны, сопротивляющиеся экспансии Газпрома, а против — те, кто был заинтересован в увеличении объема поставок газа из России, то есть Германия, Австрия, Голландия, Бельгия, Венгрия, Чехия и Болгария. Испания и Италия колебались, чью сторону занять.

Поправки, которые предложил Берлин и поддержал Париж, предусматривают, что европейское право будет использоваться на сухопутном отрезке газопровода на территории ЕС, а также на морском отрезке в территориальных водах того государства, в котором он соединяется с европейской газотранспортной системой (в данном случае Германии). Ранее, даже в самых компромиссных версиях документа, говорилось, что европейское право будет работать в территориальных водах всех стран-членов Евросоюза, через которые проходит газопровод, то есть в том числе Дании.

Читайте также  Керченский кризис: Украине не стоит ожидать поблажек (Корреспондент, Украина)

Кроме того, новый вариант Директивы позволяет исключать некоторые проекты из-под действия европейских норм, наделяя правом принимать решение по этому вопросу национального регулятора. Таким образом закон, который был призван заблокировать «Северный поток — 2», может фактически его легализовать.

«Пункт о территориальных водах представляет меньше опасности, чем пункт о сфере компетенций немецкого регулятора, — объясняет эксперт, принимающий участие в переговорах. — В проекте не прописана роль Еврокомиссии и стран-членов ЕС в процессе выработки правил функционирования „Северного потока —2″, не сказано четко, как именно на него будет распространяться европейское законодательство».

Следующая проблема заключается в том, что новая Директива заложит основу для функционирования газопроводов третьих стран на ближайшие десятилетия: она откроет путь для создания не только «Северного потока — 2», но и для других маршрутов поставки российского газа: «Северного потока — 3», «Турецкого» и «Южного» потоков. Это означает, что россияне смогут отказаться от транзита через украинскую территорию. «После 2020 года Украина России будет не нужна», — констатирует Шимон Кардась.

Польша и другие противники «Северного потока — 2» тем не менее поддержали франко-немецкий вариант Директивы, решив, что на принятие другой версии без поддержки Парижа нет шансов. Они надеются, что в дальнейшем закон еще удастся скорректировать усилиями Ежи Бузека. Первая встреча представителей Европарламента и Совета ЕС намечена на 11 февраля.

В консорциум «Северный поток — 2», помимо российского Газпрома, входят компании из стран ЕС: немецкие «Юнипер», британо-голландская «Роял датч шелл», французская «Энжи» и австрийская «ОМВ». Стоимость инвестиции составит 10 миллиардов евро, а поставки по газопроводу могут начаться уже в 2020 году.

Источник: inosmi.ru

Криптовалютный остров